9. Измерения

9.1. Как обмерять параметры громкоговорителей?

EI (11.10.2000 13:57):

Способов измерения несколько. Можно использовать звуковую карту компьютера, есть для этого SpeakerWorkshop (см www.audua.com). Или с использованием генератора и вольтметра (см. хелп в JBL SpeakerShop). Зависит от желания и возможностей - точность разная. В литературе описывается подробно. См. также :
http://www.avtozvuk.com/infores/soft/toc.htm
http://www.me-au.com/measure.html
http://www.lalena.com/audio/

С.М. (26.05.2000 18:31):

Не так давно слушал одну машину, в которой весь комплект прошел нашу отслушку. Сохранился, практически до миллиметра, весь тот характер звука, что и предрекался дома. И никакое звукопоглощение и переотражение не помогло! За последнее время столько теоретических выкладок сбылось на практике - что пора выводить расчетную формулу Байесовского риска прогноза. Величина его пока не превышает 0,5% от тех десятков % кривизны тракта. Если замена проводов во многих трактах незаметна на слух, а в них присутствуют компоненты, которые - я точно знаю (проверялось) - заметно реагируют на такое действие, то нужно менять ''пыльные стекла'' в системе, а не кроссы крутить, да акустику к ''кривизне'' подбирать. Надо эту кривизну просто вычислить, а после совсем другая песня начинается. И это уже более полугода проверяется (и - смешно, но факт - подтверждается) на практике. Просто попались ребята дотошные - разобраться решили поподробнее. Вот и проверили часть на практике, а скоро попробуем (если времени хватит) и эти десятые доли % поправки учесть.

9.2. Соединение шумомера и персонального компьютера с SpectraLab?

Dimus:

''Коробочка» легко и непринужденно переехала с одного компа на другой, с дорогущей звуковухи на дешевую, так что, у кого не работает – ищите ошибки в сборке. А еще я скрестил шумомер со Спектролабом, попользовав поправки DG и получил… правильно, RTA-анализатор, с разрешением до 1/12 октавы. Осталось его оттарировать – по Ераудио, например. До 8 КГц вроде не врет, а выше – все и ухом слышно хорошо.
У шумомера есть выход линейный, его и использовать и подавать на звуковуху. Я подключал дома и использовал со SpectraRTA - всё кажет.
А вроде все должно быть интуитивно понятно. Ну да ладно, абисняю на пальцах. У шумомера есть аналоговый выход. (у меня их было двое, разных, у обоих был ). У звуковой карты есть микрофонный вход. (Коробочкой он не задействован – она в линейный втыкается). Соединяем. Устанавливаем Спектралаб, включаем шумомер. Нажимаем кнопку <run> – о чудо, они уже друг друга видят. Дальше неленивые читают хелп, а ленивые – мою писанину ;)
В фолдере, где расположился Спектралаб, есть фолдер <miccomp> - это файлы, выправляющие кривизну микрофона. Они текстовые. Создаем свой, и по образу и подобию уже существующего, вколачиваем туда поправки из журнала Автозвук №3 за 2002 год.
Далее, в Спектралабе нажимаем , ставим галку про микрофонную компенсацию и выбираем наш файл с поправками. Вот мы их и учли.
Следующий этап – проверка соответствия (с Ераудио, например)
Добываем Ераудио, ставим шумомер с егойным микрофоном рядом в одну машину, включаем розовый шум и, корректируя наш файл поправок, добиваемся идентичных показаний (практически, грубой силой :).

Dimus:

Продолжение сериала про спектроанализатор из подножного корм
Итак, Ераудио был благополучно добыт, егойный микрофон помещен в салон моей Нивы по соседству с шумомером (аналоговым, из Конрада, как у Достоевского и Vic'а). Соседство было организовано под подголовником водительского сиденья. Включаем всю технику + голову с ФСКУ-2 трек 15, крутим громкость до 90 дБ по шумомеру, Ераудио показывает 89 - уже чуть похоже на правду. Зацикливаем трек, записываем показания Ераудио в файл, а шумомера - в Оверлей - справа на экране кнопки и галки. Он потом в папке OVL окажется.
Потом печатаем с Ераудио на бумажку, с нее - в Ексель. Туда же и оверлей из папки
Туда же и журнальные поправки, если в момент замера они использовались. (все отдельными столбцами).
Столбец, который из оверлея получился приводим поближе к нулевому уровню ,т.е., если были там средние значения ~ -55 дб, то прибавляем к каждой ячейке 55 - чтобы по модулю поменьше получалось.
То же самое делаем с показаниями Ераудио. Можно и с большими числами работать - разницы нет, но жутковато по 50 дБ складывать-отнимать. ))
Заключительный этап - из показаний Ераудио вычитаем оверлейный столбец и столбец поправок, что были активны при замере.
Формируем новый файл Екселя, где первый столбец- частоты, а второй - наш финальный столбец и экспортируем его в текстовый файл с разделителями(табуляция).
Меняем расширение с тхт на mic - вот он, наш собственный файл поправок.
Подгружаем его в Спектралаб и пользуем. Это фсе, народ.
ЗЫ: Борис, снижение громкости на 6 дБ равносильно переходу с С-взвешивания к А-взвешиванию. Т.е., в суббасовом диапазоне очень сильно все куда-то теряется, да это и так слышно.

9.3. Что такое шумомер?

Kazanec :

Прибор - FWE 33-2055. Незаменимый инструмент и помощник! Брал в ААЦ на Яузе. Цена - около 100 ''ихних''. Информация о нём в АЗ. Вот ссылки:
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0102/az1_02.htm
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0302/az3_02.htm

9.4. Почему идеальной считается как можно более ровная АЧХ?

С.М. (17.03.2002 15:42):

Ответ, ИМХО, проистекает из сущности аудиоаппаратуры: передать исходный сигнал с минимальными потерями, то есть именно ТАК, как он должен звучать в оригинале. Одним нравятся хоры, другим нравятся симфонические произведения, третьим - электронная музыка и т.д. Каждый исполнитель имеет свой саунд (т.е. звучание, звуковой почерк), так почему бы вашей аппаратуре не передать его ИМЕННО ТАК, как он звучит у исполнителя, без добавления отсебятины?

Genn (18.03.2002 12:57)

Горбы делают отдельные звуки более заметными и неприятными. Например при ударе по отдельным нотам ф-но звук может стать неприятным и т.д. Горб на 35 Гц - в зависимости от величины и ширины может восприниматься более приятно на слух, может - наоборот. Обычно ровная в линейку АЧХ звучит очень неприятно для нетренированного слуха, поэтому делают АЧХ с неким провалом на середике, в соответствии с кривой чувствительности слуха. Если же уже есть определенный уровень слушательской культуры- то возникают другие заморочки, из-за которых АЧХ снова становится не совсем прямой линией. Это все очень субъективно.

9.5. Измерение АЧХ с FWE 33-2055 дает ужасный график. Что я не так делаю?

Постановка задачи:

Попробовал измерить АЧХ с пом. прибора FWE 33-2055 по методике, изложенной в АЗ№3. Когда нарисовал график- ужаснулся. На самых низких очень острый пик на 40Гц, к 50-резкий спад, потом примерно до 1кГц- относительно медленный спад на 25дБ, потом до 5кГц- такой же подъём (децибелл на 20), и дальше - опять спад. График напоминает женскую грудь. Даже девичью :). Поверьте, машина звучит очень прилично, и на слух таких перепадов совершенно не ощущается. Решил проверить на другой машине, тоже не с детской системой. График практически совпал с первым. У меня сложилось впечатление, что я не так что-то делаю. И ещё настораживают поправки для прибора, приведенные в статье. в частности, на 40Гц +5, на 50 -5. Не слишком ли большой перепад на соседних частотах? У меня получается ''неприличный'' остроконечный шпиль, тогда как оценивая по методике FSQ всё вполне пристойно.

D G (15.03.2002 09:34):

Как Вы знаете, в общем виде салон автомобиля можно рассматривать как зал прослушивания с очень малым объёмом, большим фондом звукопоглощения и нелинейным отражением от ограждающих поверхностей. К этому добавляются резонансные явления (как провалы, так и всплески) самого салона и звукового тракта.
Корректные измерения АЧХ в области самых низких и самых верхних звуковых частот проводятся спектроанализаторами высокого класса, модели которых приводились в статье. Но даже он дают иногда неожиданные результаты. Давно замечено, что узкополосные (режекторные) пики или провалы в этих крайних полосах фиксируются прибором и не фиксируются ухом. Откуда и возникают пугающие аудиолюбителей показатели, при этом на слух ничего такого не слышно. Наиболее часто это бывает именно в области низких частот. Из приведённого графика поправок для шумомера FWE 30-2050 видно, что в этих областях его точность падает, что, как указывалось, вполне допустимо для шумомера его класса. Именно поэтому в статье приведены рекомендации по измерению АЧХ на низких частотах с помощью субъективно-статистического метода FSQ (по дорожке №7). Он наиболее достоверен, так как даёт весьма достоверные значения уровня громкости на дискретных частотах. Даже самый точный спектроанализатор на тех близкорасположенных дискретных частотах (20, 25, 30, 35, 40 и т.д.) не даст Вам столь точную оценку, как упомянутый метод быстрого субъективного сопоставительного сравнения с реперной (60 Гц) частотой (Извините за столь длинное название, но вынужден это воспроизвести в интересах истины). В этом случае, ориентируясь по слуховым ощущениям, Вы получаете очень достоверную кривую значения уровня громкости на НЧ. Попробуйте.
А среднечастотный диапазон должен регистрироваться FWE 30-2050 достаточно точно. Напомню, что калибровка таких приборов на погрешность проводилась в условиях установившегося (диффузного) звукового поля в гулкой звукомерной камере при сравнении их показаний с показаниями прецезионного шумомера. Воспроизводился упомянутый в статье диск с третьеоктавными полосками шума. И те поправки (+ 0,5, - 1,0….) не что иное, как разница в показаниях FWE 30-2050 и прецезионного шумомера.
Теперь о ''кривых'' АЧХ в автомобилях. Хочу напомнить, что поскольку музыкальный вкус у большинства слушателей полностью совпадает редко, то и ''любимая'' АЧХ в автомобиле иногда бывает крайне нелинейной. Чаще всего наблюдается достаточно большой подъем даже не столько самых низших частот, сколько мидбаса. Хотя встречаются автомобили, где любители ''колбасного'' баса поднимают его на 20-30 дБ. И пусть простят меня профессиональные установщики за правду, но большинство автомобилей готовятся к соревнованиям путём ''вылизывания'' АЧХ, а потом, ''когда всё прошло,'' регуляторы тембра на головном устройстве или эквалайзеры выкручиваются под то, что нравится. Потому что абсолютно линейная АЧХ ещё не означает безукоризненного качества звучания. А вроде бы нормально звучащий автомобиль иногда имеет столь нелинейную АЧХ, что становиться жутко. Не следует забывать, что главный критерий оценки всё же слуховое восприятие.
Но это нисколько не принижает необходимость измерения АЧХ спектроанализатором. Это, например, крайне необходимо, чтобы различить неправильную фазировку СЧ/ВЧ головок. Когда ''на слух'' не очень понятно, а по прибору видно, что при одном положении кабелей возникает провал в месте стыковки рабочих полос этих громкоговорителей. А при перефазировке проводов этот провал либо исчезает, либо сильно уменьшается.

Хохол (15.03.2002 23:00):

При измерении АЧХ с пом. FWE 33-2055 меня смутило то, что на 40Гц рисуется острый пик, при неоднократном повторном измерении и при измерении других машин (настроенных по 7 дорожке нормально) - везде этот острый пик именно на 40 Гц. Обьяснить это неточностью измерений или погрешностью прибора, помоему, нельзя. Уж слишком стабильные результаты получаются. У Вас в поправках между 40 и 50Гц разница в 10дБ, это вызывает сомнения. Во всяком случае без этих поправок график получается гораздо ближе к оцененному по 7 дорожке.

D G (16.03.2002 09:00):

При калибровке FWE 33-2055 в гулкой камере были использованы пять таких приборов. Полученные результаты поправок усреднялись. И если на средних частотах разница в показаниях этой пятёрки между собой была практически нулевой, то на низких частотах она была достаточно велика. Возможно, Ваш экземпляр прибора очень ''любит'' эту частоту. Повторяю,(извините за назойливость) что для измерения НЧ чрезвычайно удобен и весьма точен именно метод FSQ.

9.6. Дайте ссылку на схему ''коробочки''

Кочкин:

http://www.gti.net/wallin/audio/jig2/jig2.html

9.7. Калькулятор, для расчета Qts и Vas

http://aleksey-ch.hotbox.ru/TSCalc.htm

9.8. Как точнее измерить эквивалентный объем сабвуфера?

Vic :

ИМХО объёмом точнее. Грузик всё же прыгает на дифе. Грузиком - быстрее.

Kazanec :

 
Объёмом - если ТОЧНО посчитаешь САМ ОБЪЁМ (ящик + ОТВЕРСТИЕ + динамик).
Добавочной массой - если равномерно распределишь груз.
По второму пункту: использую монеты достоинством 5руб.(вес = 6,52г.) (15шт. на 10" и 20шт. на 12") и двусторонний скотч. Мидбасы нагружаю кольцом из 3мм. припоя поближе к катушке- ровно ложится, а значит и ровно нагружает. Динамик при замерах должен находиться в вертикальном положении, чтоб катушка находилась на своём "рабочем" месте, т.е. в максимально линейном участке.
Можно в герлен (или разжеванную жвачку :0) ) интегрировать свинец. Цепляется к диффузору достаточно хорошо. Главное вес надо знать точный. За 20руб. в любом ювелирном киоске тебе взвесят с точностью "два знака после запятой".
Пластилин плохо держится на полипропилене и оставляет жирные пятна. Лепить можно на всё, что липнет важны точность веса и равномерность размещения по окружности.

АЕ :

Во-первых, считаю, что Vic неправ. При правильном измерении грузом единственный источник погрешности - измерение эффективного диаметра диффузора. Линейкой. Грузик надо к диффузору крепить, иначе действительно может получиться фигня, если амплитуда слишком большая.
И потом: грузиков можно иметь много, под ожидаемую массу подвижки, а ящиков? Мидбас 6 дюймов бессмысленно измерять в объеме больше 20 л, а сабвуфер 12 дюймов - в объеме меньше этой же величины. Плюс дырки, которые даже у динамиков одного калибра по нашей практике нередко требуются разные, у нас для акустических (не Т-С) измерений 4-дюймовок есть бокс со сменными панелями, размеченными под марки: для Фокала вот эта, для МБ Кварт - та, иначе не выходит (или не входит).
Про грузы я давно давал совет: не морочьте голову православным, берите балансировочные грузы для литых дисков, их вешать не надо, просто разрезаешь ножницамина куски требуемой массы и привет. Точности, уверяю вас, за глаза, параметры Т-С точнее 5% во-первых, не надо знать, а во-вторых, они и сами определены с точностью не выше (температура, срок работы динамика и пр.).
Что касается чем клеить груз, то я как-то отвечал и на этот вопрос: есть один (ровно один) материал, который для этой цели идеален, и множество - в недостатками разной величины. Идеальный материал - художницкий пластилин-ластик, называемый на профжаргоне "клячка". Приклеивает, но никаких следов на оставляет. Должен продаваться в магазинах для художников-архитекторов и т.п., они им с ватмана карандаш стирают.

Dimus :

А для тех, кому лень искать спецпластилин - оторвите от кусочка вибропласта клейкую хрень - она неплохо держит грузики. Но я таки предпочитаю ящики. У меня их трое - 38 литров, 11 и 2,5.

D G :

Хотя у нас теперь и не страна советов, позволю этот самый совет, ни в коей мере не противореча, а дополняя Уважаемого АЕ. Мы В МТУСИ пользуемся все-же методом дополнительного объёма. Достоверность его отнюдь не ниже метода с использованием грузиков, а удобства больше. В качестве измерительных боксов используем два, с накладными передними панелями под разные типы головок. Для хорошей жёсткости и герметичности используем барашковые винтовые зажимы и поролоновые уплотнители. Объём одного из наших боксов -10 литров, другого -38. Точное определение внутреннего объёма бокса, в котором нет явно торчащих винтов, заусениц и пр. зависит от Вашего личного отношения к соотношению "Женщины/Дело". Ибо поместив в бокс презерватив и наполнив его до краёв водой, объём можно определить очень точно. Для боксов больших габаритов и не очень качественных презервативов, последних нужно применять два или даже три. И не забудьте перед измерением добротности головку слегка прогреть. И учесть объём внутренней части головок.

@натолий :

Откровенно говоря, мне показалось, как-то диковато (пардон), что отдельно взятая современная редакция современного же журнала до сих пор использует для измерений такие допотопные методы. Я не про "грузики", а про объём. Учитывая то, что мерять надо много, а следовательно быстро, можно изготовить 2 ящика. Один, предположим, с максимальным объёмом до 20, а другой, скажем до 50. Лицевая панель съёмная, как и было сказано, а внутри перед задней крышкой сделать ещё одну дополнительную с зазором в парочку мм. Винт, проходящий через заднюю крышку и двигающий внутреннюю. (Что-то наподобие подающих устройств в токарных или фрезерных станках). На боковой внешней стенке линейка и ползунок, который показывает реальное продвижение внутренней крышки. После достижения требуемой глубины, поворот ещё одной ручки и из внутренней крышки выдвигаются распорки (что-то типа прямоугольной диафрагмы), который перекрывают мил-вые зазоры и всё пожалуй. Просьба не судить очень строго. Это первое, что пришло мне в голову. Не сомневаюсь, что можно создать универсальную конструкцию и поудачнее, но универсальную, а не ящик только для 4-ок.

Lelik :

http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/index.htm

9.9. Как правильно размять головки?

D G :

У нас, в Акустическом центре МТУСИ мы используем вот какую методику. Подсоединяем головку через резистор в 1-1,5 Ома к усилителю мощности. Звуковой сигнал берём с обычного генератора - синус. На амплитуде около 2-3 Вольт (по включённому параллельно с нагрузкой вольтметру с входным сопротивлением > 5-10 кОм/Вольт) медленно (не менее 15-20 сек, чтобы катушка прогрелась) находим максимальную амплитуду. Доводим напряжение на головке ( для мидбасовых головок диаметром 13-16 см) до 7-10 Вольт и по максимальной амплитуде диффузора находим резонансную частоту. Уже через две-три минуты на таком режиме головка снижает резонансную частоту на 5-10% и достаточно прилично размягчается. Через пять-семь минут головку можно считать размятой и резонанс её снижается ещё больше. После остывания резонанс головки опять уезжает вверх, но всё равно остаётся ниже первоначального уровня (вопрос существенного снижения резонансной частоты - это отдельная тема для разговора).
По такому методу (мы назвали его РМО) проходит проверку и предпродажную прогонку 100% головок "Урал", выпускаемых на реутовском заводе.

9.10. Где купить шумомер FWE-33-2055 ?

DiZL :

http://www.daxxgroup.ru/misc_main.htm#SPL.

9.11. Как работать со JBL Speaker Workshop?

Кто-то :

В Радиохобби в трёх номерах 3-4-5 за 2002 год было рассказано ЧТО и КАК по-русски.

Kazanec :

Вот ссылка про ЭТО.

peps@vento 56 :

На сайте "Мастер 12 Вольт" в архивах есть статья "ОФОРМИМ! JBL SPEAKERSHOP".

Lelik :

Описание на русском языке к JBL Speakershop тут.

9.12. Как правильно измерить передаточную функцию салона?

dB :

В своё время для 2109 делал так: брал ЗЯ (Б52 15" 70Л), тащил в гараж комп, подсоединял обычный микрофон ко входу Live 5.1, мерил АЧХ на улице, затем в салоне и вычитал затем одну АЧХ из другой. Так и получил передаточную, которую затем в JBL SS загонял.
Получена передаточная функция салона, позволяющая более-менее точно моделировать. А какой результат еще может быть? Ведь если одна и таже аппаратура применялась при замере АЧХ в салоне и на улице, то её искажения взаимоуничтожаются.

9.13. Где проверить чувствительность измерительного комплекса?

D G :

Головным поверочным учреждением является Акустическая лаборатори ВНИИФТРИ им.Меделеева (г. Зеленоград). Там же, если кому интересно,находится гос. эталон звукового давления. Но полная поверка стоит немало.

9.14. Об измерении параметров Re и Z

Lenин :

Re - сопротивление постоянному току, можно измерить обычным омметром.
Z - комплексное сопротивление, на частоте резонанся, измеряется на соответствующей частоте с помощью компьютера или генератора и вольтметра.

Борис :

Подробно было в книжке Шихатов А.И. "Концертный зал на колесах"

Мичуринец :

А я бы так ответил: Для расчёта динамика нужно либо Z либо Re + Le (их легче измерить простым приборчиком). Но точнее конечно иметь импедансную "кривульку".

9.15. Где взять параметры пищалки для расчета кроссовера?

Борис :

Если у Вас толком никаких измерительных приборов нет, но есть данные производителя о Re и Le, то вполне можно начать и с этого. Только не делайте высокий порядок.




Вернуться к оглавлению

На главную страницу

Создано 10/01/2003
Обновлено 03/07/2003