Автотехника, мотоциклы и бронемашины. Военно-патриотический парк «Патриот»


Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4

"1 мая 1933 года БАД-2 вместе с БАД-1 показали во время военного парада на площади Урицкого (ныне Дворцовая) в Ленинграде, после чего на глазах советских и иностранных военных броневик переплыл Неву. Дальнейшая судьба машины неизвестна, но, по некоторым данным, осенью того же года она была разобрана.
Получив задание на производство БАД-2, работники Ижорского завода столкнулись с проблемой изготовления бронекорпуса машины, который имел очень сложную форму. Поэтому инженер-конструктор Эммануилов и заместитель начальника КБС Григорьев при активном участии начальника КБС Померанцева спроектировали новую боевую плавающую машину, получившую обозначение ПБ-4.
Впервые в нашей стране корпус бронеавтомобиля был безрамным и несущим. По конфигурации он почти не отличался от корпуса БА-3, за исключением изменения конструкции кормы. Передний и задние мосты монтировались снаружи и приваривались к специальным кронштейнам, карданный вал выводился наружу через специальный сальник в редане днища корпуса.
Башня цилиндрической формы, аналогичная по конструкции БА-3, но без кормовой ниши, располагалась в задней части машины. Для посадки экипажа из 4 человек, размещавшихся так же, как на БА-3, служили два люка в крыше над отделением управления и два в башне. Доступ к двигателю осуществлялся через откидывающуюся вперед крышу моторного отделения, запираемую 10 хомутиками. Кроме того, в днище корпуса имелись 4 пробки для стока попавшей внутрь воды и 2 лючка для слива масла из картеров двигателя и демультипликатора."
Источник: М.Барятинский, «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945» («Бронеколлекция» спец.выпуск № 04, 2003 год)

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Корпус близок по внешнему виду к корпусу среднего бронеавтомобиля БА-3

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

В цилиндрической башне, аналогичной по габаритам малой пушечной башне танка Т-35, устанавливались 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет ДТ.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Доступ к двигателю осуществлялся через откидывающуюся вперед крышу моторного отделения, запираемую 10 хомутиками

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Запасные колеса, устанавливались по бортам и могли свободно вращаться, что улучшало проходимость по пересеченной местности.

"Вооружение броневика состояло из 45-мм танковой пушки 20К и спаренного пулемета ДТ в башне и еще одного ДТ в лобовом листе корпуса. Следует отметить, что из-за отсутствия ниши башня получилась неуравновешенной поэтому ее поворот на 360 или 180 градусов требовал большого усилия на маховиках, а при крене 10–11 градусов в сторону приходилось их вращать обеими руками.
Боекомплект к пушке состоял из 52 снарядов, к пулеметам 2268 патронов (36 дисков). Снаряды укладывались по бокам башни (12 штук), справа и слева в корме корпуса (две укладки по 20 штук), пулеметные диски располагались в башне и по бортам боевого отделения.
ПБ-4 оснащался 40-сильным двигателем ГАЗ-АА стандартной «газовской» коробкой перемены передач и де мультипликатором. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного гребного винта, установленного на удлиненном червяке дифференциала заднего моста. Как и на БАД-2, винт ПБ-4 был включен постоянно, даже на суше. Соответственно в воде вращались колеса задних мостов.
Для увеличения водоизмещения по бортам броневика устанавливались деревянные поплавки (а не пробковые, как указывалось в ряде источников), обитые 1 мм железом.
Бронеавтомобиль комплектовался четырьмя спасательными пробковыми жилетами, уложенными между снарядными стеллажами в корме корпуса. Для откачки попавшей внутрь воды справа от водителя крепилась ручная помпа «Альвейер» производительностью 20 литров в минуту.
Как и все средние советские броневики, ПБ-4 имел вращающиеся запасные колеса и вездеходные цепи «Оверолл», уложенные на корме машины. "
Источник: М.Барятинский, «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945» («Бронеколлекция» спец.выпуск № 04, 2003 год)

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Плавучесть машины удалось повысить, установив по бортам корпуса понтоны, заполненные прессованной пробкой.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Лишь первые образцы ПБ-4 имели понтоны, заполненные прессованной пробкой, вдоль всей длины корпуса. У этой машины понтоны установлены только в кормовой части.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

На кормовом листе крыши корпуса перевозились вездеходные гусеничные ленты типа "Оверолл" (для улучшения проходимости)

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Оборудование для движения по воде состояло из трехлопастного гребного винта, установленного на хвостовике червячной передачи заднего моста. Руля у ПБ-4 не было и маневрирование на воде осуществлялось за счет поворота передних колес.

"В сентябре 1933 года Ижорский завод изготовил три образца ПБ-4, которые в октябре прошли испытания пробегом и на плаву. Несмотря на удовлетворительные результаты, у них выявили большое количество недостатков и недоработок, в частности большое количество трещин в местах сварных швов бронекорпусов. Из-за этого представитель военной приемки на заводе принял броневики только условно, а заказчик — УММ РККА — не оплатило их.
...
24 апреля 1933 года 4 БА-3 и 1 ПБ-4 вышли из ворот Ижорского завода и взяли курс настолицу, куда прибыли 28 апреля. Участвовал ли ПБ-4 в параде, автору установить не удалось. По результатам пробега Колпино — Москва в конструкции ПБ-4 выявились серьезные недостатки, которые не были замечены при предыдущих испытаниях, проходивших в холодное время года. Основными из них являлись: неудовлетворительное охлаждение двигателя, недопустимо высокая температура внутри броневого корпуса, недостаточно надежная конструкция кронштейнов крепления рессор. Поэтому в июне 1933 года на Ижорском заводе началась доработка конструкции ПБ-4. "
Источник: М.Барятинский, «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945» («Бронеколлекция» спец.выпуск № 04, 2003 год)

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Рядом с ним — жалюзи для подачи свежего воздуха в водительское отделение

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

За фарой, над глушителем — одно из окон для выброса горячего воздуха за пределы корпуса бронеавтомобиля

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Выпущена небольшая серия ПБ-4 из пяти (по другим данным, из десяти) единиц для проведения войсковых испытаний

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, парк «Патриот»

Небольшой угол съезда затруднял вход и выход бронеавтомобиля из воды

"16 августа 1935 года на реке Нара, около Ташировской мельницы, проводилось контрольное испытание ПБ-4 с целью определения максимальной скорости движения на плаву. При этом средняя скорость при плавании около часа составила 2,8 км/ч. Как сообщалось в отчете, разница в скоростях получилась из-за «мелководного участка при испытаниях в июне месяце». Кроме того, снижение скорости у ПБ-4 происходило главным образом из-за плохой управляемости, так как машина плыла не по прямой линии, а зигзагами.
Три бронеавтомобиля ПБ-4 передали на хранение военному складу № 37, один в течение двух лет числился в составе 5-го механизированного корпуса Московского военного округа и один остался на НИБТ полигоне, где дожил до наших дней. Сегодня этот образец ПБ-4 можно увидеть в экспозиции военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в поселке Кубинка Московской области."
Источник: М.Барятинский, «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945» («Бронеколлекция» спец.выпуск № 04, 2003 год)

Дополнительно по довоенным советским бронеавтомобилям:
Бронеавтомобиль БА-6 на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Средний бронеавтомобиль БА-6. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-6 образца 1936 года (макет)
Бронеавтомобиль БА-10 в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-20М в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-3М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний бронеавтомобиль БА-10. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-10. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-10М. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-20 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
Реплика бронеавтомобиля БА-20. Мемориально-исторический музей, Волгоград
Бронеавтомобиль БА-20. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-27 (макет) в музее «Боевая слава Урала»

Бронеавтомобиль БА-3М

"В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А.Д.Кузьмина разработали бронеавтомобиль БАИ (И — ижорский). При его создании использовалось трехосное шасси "Форд-Тимкен". Корпус броневика выполнялся полностью сварным, что было передовым для того времени. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа.
...
В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель — БА-3. Корпус БАИ при этом подвергся незначительным изменениям: на 50 мм была удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Крепление корпуса на шасси автомобиля "Форд-Тимкен" осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки привертывались болтами к лонжеронам шасси."
Источник: М.Коломиец, «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945»

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Пушечный средний бронеавтомобиль БА-3 на трёхосном шасси «Форд-Тимкен». За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист заметно ниже крыши отделения управления) снижена высота боевой машины.

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Классическая компоновка: переднее расположение двигателя, передние управляющие колёса и задние ведущие мосты

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Стеллажи в корпусе для размещения магазинов к пулемётам ДТ

" БА-3 получил башню от танка Т-26 с уменьшением толщины брони до 8 мм (по альбому "Бронемашины" НИБТПолигона ГБТУ КА 1944 года, согласно "Временному краткому описанию бронеавтомобиля БА-3", составленному тем же полигоном в октябре 1934 года, броня башни — 9 мм) со штатной спаренной установкой вооружения — 45-мм пушкой 20К обр. 1932 г. (боекомплект 60 артвыстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов (по 6 на сторону) и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд (по 4 на сторону). В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ."
Источник: М.Коломиец, «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945»

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Люк доступа в моторное отделение и окно для выхода горячего воздуха

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

7,62-мм пулемет ДТ, установленный в скошенном лобовом листе корпуса

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа — стрелка обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Откидные щитки в боковых дверях устанавливались на внутренних петлях и в открытом положении удерживались специальными защелками. В щитках имелись смотровые щели, закрываемые изнутри броневыми заслонками.

"Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксинском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934 —1935 годах изготовили 180 бронемашин этого типа.
...
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод быстро разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально от своего предшественника БА-3 не отличалась. Внешне ее можно было определить по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 —1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-ААА, по сравнению с "Форд-Тимкен", массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров."
Источник: М.Коломиец, «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945»

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Широкие задние крылья образовывали над колесами своеобразные полки и их использовали для крепления штатного снаряжения — ящика с запасными частями и инструментами и вездеходных гусеничных цепей

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

На БА-3 ранних выпусков кормовой лист сваривался из двух половин и, соответственно, отличался усиливающей накладкой по оси машины. На поздних БА-3 кормовой лист согнут на прессе.

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

По бортам корпуса имелись двери для посадки-высадки экипажа. В корме — ещё одна прямоугольная дверь

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Кормовая дверь в открытом положении

"Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду.
...
Практически одновременно с поступлением новых броневиков в Красную Армию началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей БА-6. Если время продажи указано верно, то речь, скорее всего, идет о машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже. Это предположение представляется автору наиболее вероятным и с точки зрения эксплуатации. Туркам проще было обслуживать американское шасси "Форд-Тимкен", а не советское ГАЗ-ААА.

С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БАИ и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д.Г.Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. Экипажи танков и броневиков состояли из советских и испанских танкистов. "
Источник: М.Коломиец, «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945»

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Жалюзи для притока свежего воздуха в моторное отделение — в закрытом положении

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Передние створки охлаждения радиатора двигателя в открытом положении

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Привод створок жалюзи охлаждения радиатора двигателя

"... в составе 57-го Особого корпуса, дислоцировавшегося на территории Монголии и развернутого позже в 1-ю армейскую группу, по состоянию на 1 февраля 1939 года насчитывалось 203 средних бронеавтомобиля. Примерно половина из них были БА-3 и БА-6. Уже в мае боевые машины этого типа приняли участие в первых боях с японцами в районе р.Халхин-Гол. В ходе этих боев три броневика БА-6 были потеряны. Наиболее же массово бронеавтомобили всех типов применялись 3 июля 1939 года в жестоких боях у г.Баин-Цаган.
...
К 20 июля 1939 года в войсках 1-й армейской группы (не считая монгольских войск) насчитывалось 9 машин БА-3 и 62 БА-6. Общие же потери к концу боевых действий составили 8 БА-3 и 44 БА-6. В отчетах особо указывалось, что броня этих машин легко пробивается 13,2-мм японской крупнокалиберной пулей. В качестве весьма существенного недостатка отмечалось расположение бензобака под крышей кабины над головами водителя и пулеметчика (бензин шел в двигатель самотеком). При попадании пули в бак горящее топливо выливалось им на головы.
Тем не менее, некоторое количество броневиков БА-3 и БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне (встречались в войсках, как минимум, вплоть до середины 1942 года).
Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах: один броневик БА-3 нес службу вплоть до конца 1954 года, а 10 БА-6 эксплуатировались до конца 1956 года."
Источник: М.Коломиец, «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945»

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пневматическими шинами большого сечения размером 6,50-20.

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд-АА» с рабочим объемом 3230 см3 развивавший мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

БА-3 мог двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 70 км/ч, при езде по сухой проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

При полной заправке топливом бронеавтомобиль мог пройти 248 км

"Летом 1938 года на броневой ремонтной базе №6 в Брянске переставили бронекорпус БА-3 с шасси "Форд-Тимкен" на ГАЗ-AAA. Корпуса устанавливали на серийные шасси ГАЗ-ААА выпуска 1937 года с рамой, укороченной в задней части на 300 мм. Передняя ось укреплялась двумя накладками, установленными при помощи болтов, а рессоры усиливались до 13 листов. Колеса с пневматическими шинами заменили на пулестойкие ГК. Электрооборудование и щиток водителя ставились стандартные от ГАЗ-ААА, а кроме основного бака на 44 литра в отделении управления монтировался дополнительный на 18 литров (38 л на БАИ), Кроме того, оба броневика получили укладки различного инструмента и ЗИП. У новых бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-3М улучшились динамические качества. БА-3М получился легче БА-3 (5422 кг против 5820 кг), возросла его скорость (58,3 км/ч против 54,5 км/ч) и запас хода (280 км против 248 км). "
Источник: М.Коломиец, «Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях» («Фронтовая иллюстрация» №4/2005)

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения: 45-мм пушка 20К и пулемёт ДТ

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

В кормовом листе ниши — люк для демонтажа пушки

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные

"После обкатки и устранения недостатков БА-3М направили на научно-испытательный полигон в подмосковную Кубинку дли проведения испытаний, которые прошли с ноября 1938-го по январь 1939 года Всего броневик прошел 2777 км, из них 1509 км по шоссе, 959 км по проселку и 336 км по целине. В отчете об испытаниях говорилось, что управление в основном мало чем отличалось от управления грузовиком ГАЗ-AAA, а при движении по разбитому щебенчатому шоссе и проселку отмечались сильные колебания передней части броневика на неровностях дороги и плохая обзорность пути при закрытом люке водителя, особенно при крутых поворотах. Среди недостатков главными были признаны слабая конструкция переднего моста и рессор из-за их перегрузки, плохая конструкция сидений, что вызывало утомляемость экипажа, а также ненадежность запоров дверей и люков ("ненадежны, часто открываются, сильно изношены и несовершенной конструкции"). В целом работа бронемашины была признана ненадежной. В заключении отчета было сказано следующее:
"Модернизированный бронеавтомобиль БА-3 на шасси ГАЗ-AAA обладает лучшей тактико-технической характеристикой по сравнению с БА-3 на - Форд-Тимкен". Испытанный бронеавтомобиль за исключением вооружения не отвечает требованиям, предъявляемым к современным бронеавтомобилям. При наличии большого парка бронеавтомобилей на шасси «Форд-Тимкен - требующих модернизации, перестановка корпусов на шасси ГАЗ-AAA вполне целесообразна при усилении переднего моста рамы шасси и устранения недостатков связанных с бронекорпусом. Модернизированный бронеавтомобиль может быть принят на вооружение РККА. Учитывая недостаточную прочность и пулестойкость броневого корпуса считаем, что использование модернизированного бронеавтомобиля возможно:
А) Для учебных целей.
Б) в боевых условиях лишь с учетом конкретной обстановки и возможности выполнения возлагаемых задач по броне".
К лету 1940 года модернизация всего парка бронемашин БА-3 была завершена.
Большинство бронеавтомобилей с началом Великой Отечественной войны были потеряны в первые месяцы войны. До 1942 года на советско-германском фронте не осталось практически не одного бронеавтомобиля БА-3."
Источник: М.Коломиец, «Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях» («Фронтовая иллюстрация» №4/2005)

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа — стрелка обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении имеются гнезда на восемь снарядов. Белая окраска — изначальное оформление интерьера бронеавтомобиля.

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ

Бронеавтомобиль БА-3М, парк «Патриот»

Извините за качество снимков, сделанных в слабоосвещённых ангарах. Пока бронеавтомобиль стоял на улице, плексиглас, закрывавший люки, отчаянно бликовал.

Дополнительно по довоенным советским бронеавтомобилям:
Бронеавтомобиль БА-6 на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Средний бронеавтомобиль БА-6. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-6 образца 1936 года (макет)
Бронеавтомобиль БА-10 в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-20М в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-3М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний бронеавтомобиль БА-10. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-10. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-10М. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-20 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
Реплика бронеавтомобиля БА-20. Мемориально-исторический музей, Волгоград
Бронеавтомобиль БА-20. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-27 (макет) в музее «Боевая слава Урала»

Бронеавтомобиль AEC Mk.II

"Бронеавтомобили АЕС впервые появились на фронте в Северной Африке в конце 1942 года. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод бронемашин Humber. Силами армейских мастерских несколько АЕС Mk I были оборудованы башнями танка Crusader с 57-мм пушкой. Модификации Mk II и Mk III участвовали в боевых действиях в Европе в составе английских и индийских частей. Один АЕС, как правило, входил в состав взвода броневиков Staghound. Несмотря на большие размеры и приличный вес, в войсках любили эту боевую машину за мощное вооружение и хорошую броневую защиту. Несколько броневиков этого типа в 1944 — 1945 годах англичане передали Народно-освободительной армии Югославии. В 1976 году бронеавтомобили АЕС еще состояли на вооружении ливанской армии."
Источник: Мощанский И.Б., «Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945 (часть II)»(«Бронеколлекция» № 2/1999)

Бронеавтомобиль AEC Mk.II, парк «Патриот»

Бронеавтомобиль выпускался компанией Associated Equipment Company (AEC) в 1941 году, на доработанной базе собственного артиллерийского тягача «Матадор».

Бронеавтомобиль AEC Mk.II, парк «Патриот»

Модификация Mk II: изменена конструкция носовой части корпуса, новая сварная башня с 6-фунтовой (57-мм) пушкой. Боевая масса 12,7 т. Экипаж 4 человека.

Бронеавтомобиль AEC Mk.II, парк «Патриот»

Двигатель: мощность дизеля АЕС А197 доведена до 158 л.с.

Бронеавтомобиль Daimler Mk.II

"Бронеавтомобили "Дэймлер" использовались на всех театрах Второй мировой войны. Первыми в феврале 1943 года их получили 11-й Уланский (11 th Hussars) и 12-й Уланский (12th Royal Lancers) полки, воевавшие в Северной Африке. За ними последовали Гвардейский драгунский (Kings Dragoon Guards) и 4-й южноафриканский бронеавтомобильный полки. Впоследствии эти части сражались в Италии и Греции, используя свои "дэймлеры" до самого конца войны и отказываясь переходить на другие типы бронемашин, в частности "стагхаунды" американского производства. И это несмотря на то, что двухфунтовая пушка "Дэймлера" уже не могла бороться с немецкими тяжелыми танками. Некоторое количество "дэймлеров" принимало участие и в боевых действиях против японцев в Юго-Восточной Азии. На вооружении территориальных частей английской армии боевые машины этого типа состояли до 1965 года."
Источник: Мощанский И.Б., «Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945 (часть II)»(«Бронеколлекция» № 2/1999)

Бронеавтомобиль Daimler Mk.II, парк «Патриот»

В 1939 году фирма Daimler на основе лёгкого разведывательного бронеавтомобиля Daimler Scout Car и башни лёгкого танка «Тетрарх» разработала «лёгкий колёсный танк».

Бронеавтомобиль Daimler Mk.II, парк «Патриот»

В башне — 2-фунтовая пушка QF и спаренный 7,92-мм пулемет Besa

Бронеавтомобиль Daimler Mk.II, парк «Патриот»

В моторном отделении — бензиновый шестицилиндровый двигаель Daimler 27 (4,1 литра) мощностью 95 л.с.

Бронеавтомобиль Ferret Mk.IIFV701

"Вообще в зарубежных музеях есть практика и обмена экспонатами, и их аренды. У нас экспонаты за рубеж не ездят, а вот обмен начался еще в 80-е годы. Тогда появились и шведские танки, и ряд английских машин. Так на экспозиции тогда еще танкового музея в Кубинке появился бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk.2/6 (F.V.703). Это прямой наследник Daimler Dingo, самого массового броневика английской армии в военный период (и одноклассника нашего БА-64). Вариант Daimler Ferret Mk.2/6 подразумевал наличие противотанковых ракет Vigilant. Правла, на экземпляре в Кубинке ракет уже нет."
Источник: Обмен из Бовингтона: yuripasholok — ЖЖ

Бронеавтомобиль Ferret Mk.IIFV701, парк «Патриот»

Ferret производился с 1952 по 1971 год британской компанией Daimler. Машина спроектирована и построена для разведывательных целей.

Бронеавтомобиль Ferret Mk.IIFV701, парк «Патриот»

По бокам на башне в контейнерах должны находиться две управляемые по проводам ПТУР «Виджилент» (боекомплект составляет четыре ракеты).

Бронеавтомобиль Ferret Mk.IIFV701, парк «Патриот»

Отделения управления и боевое практически совмещенны в шестигранную боевую рубку. В трех лобовых листах рубки — смотровые люки, закрывавшиеся откидывавшимися вверх крышками, в каждой из которых установлен перископический прибор наблюдения. Крышка центрального люка это часть крышки посадочного люка механика-водителя.

Бронеавтомобиль Ferret Mk.IIFV701, парк «Патриот»

Кормовая стенка башни, откидывается назад, образуя удобное сиденье для командира машины при движении вне боя. Под бронёй — бензиновый двигатель Rolls Royce B60 Inlet over Exhaust I6, мощностью 130 л.с.

Бронеавтомобили Panhard AML-245

Трофей периода боёв в Анголе.

Бронеавтомобиль Panhard AML-245Е

Бронеавтомобиль Panhard AML-245B с башней H-90

Бронеавтомобиль Panhard AML-245C с башней HЕ-90-70

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35

"История бронемашины AMD 35 началась в 1931 году, когда французская кавалерия, на тот момент активно превращающаяся в бронетанковые войска, объявила конкурс на разработку проекта колесного «кавалерийского» разведывательного бронеавтомобиля (программа AMD - Automitrailleuse de cavalerie type Decouverte). Согласно техническим требованиям кавалеристов, это должна была быть машина на специальном шасси с четырьмя ведущими колесами, массой 4 тонны, запасом хода не менее 400 км, максимальной скоростью 70 км/ч, крейсерской скоростью 40 км/ч и серьезным вооружением: 20-мм пушкой и 7,5-мм пулеметом. Появление подобного бронеавтомобиля было крайне необходимым, ведь наличный парк французских машин этого класса полностью устарел. Ожидались крупные заказы, и участие в конкурсе приняли сразу четыре фирмы: Berliet, Latil, Panhard и Renault."
Источник: Бронеавтомобили Французского государства AMD 35 (Panhard 178). Часть І - Франция реальная и альтернативная — ЖЖ

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35 — трофейный Pz.Spah.204(f).

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Люк водителя

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

25-мм полуавтоматическая противотанковая пушка SA35 Hotchkiss с длиной ствола 73 калибра (боекомплект 150 снарядов) и 7,62-мм пулемет Reibel Mle. 1931 (боекомплект 3750 патрон)

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Корпус собран на рейках и болтах с пулестойкими головками, а также помощью заклёпок

"Боевое крещение AMD 35 приняли в Голландии весной 1940 года в составе легких механизированных дивизий. В ходе этих боев DLM понесли значительные потери, и Парижу пришлось приложить значительные усилия по восстановлению их боеспособности. На это были брошены последние ресурсы и резервы – в бой пошли все выпущенные «Панары», в том числе и без стандартных башен. На 10 июня 1940 года в моторизованных и кавалерийских дивизиях французов числилось около 70 броневиков. Эти машины продолжали сражаться до 25 июня – капитуляции Франции. В боях они показали себя хорошо и их экипажи имели только частные претензии к своим машинам, например, слишком скрипучие тормоза. В качестве иллюстрации можно привести бой разведывательного патруля двух AMD 35 из 12 кирасирского полка в районе города Перонн 20 мая 1940 года.

Французские экипажи получили приказ выяснить ситуацию с немецким прорывом в направлении на Аррас и неожиданно для себя оказались в самой гуще наступающих вражеских моторизованных колонн. Уже в самом начале миссии произошло первое столкновение с немцами, в котором бронемашинам удалось подбить вражеский танк. Затем в Cherizy патруль вновь столкнулся с танками Вермахта: в ходе боя был убит водитель ведущего AMD 35 и подбиты две вражеских машины. «Панары» были вынуждены отступить по второстепенной грунтовой дороге. Пройдя по ней около 800 метров, они наткнулись на другую немецкую колонну и атаковали ее. Вскоре снова появились немецкие танки, которые в ходе боя уничтожили один из бронеавтомобилей патруля. Оставшиеся в живых члены экипажа перебрались во второй AMD 35 и возобновили продвижение в направлении Перонна на максимальной скорости. Встречая немецкие конвои, «Панар» прокладывали себе дорогу пулеметным огнем, а когда оружие заклинило - давил пехоту и мотоциклистов колесами. Французы почти добрался до Перонна, но были вынуждены съехать в русло канала из-за взорванного моста и застряли. Здесь экипаж и попал в плен, пытаясь поджечь свою поврежденную машину.

Впрочем, хорошие качества AMD 35 не могли помочь в ситуации, когда общая военная обстановка стремительно ухудшалась. При этом бронемашины часто использовали не по назначению, без должного прикрытия и необходимого материального обеспечения. Боевые потери «Панаров» были достаточно велики, но еще больше их бросили при отступлении, по обочинам дорог и на улицах спешно оставленных городов. После поражения Франции в войне значительная часть AMD Panhard досталась немцам, а остальные, не уничтоженные во время боевых действий, остались на вооружении французской армии. Правда, оккупационные власти потребовали демонтажа 25-мм орудий, но уже к февралю 1941 года они были возвращены на бронемашины."
Источник: Бронеавтомобили Французского государства AMD 35 (Panhard 178). Часть ІІІ. - Франция реальная и альтернативная — ЖЖ

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Толщина лобовой брони корпуса достигала 20 мм. На крыше башни - французские аналоги перископов MK-IV (перископ Гундляха).

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Бронеавтомобиль получил двухместную башню АРХ-3, разработанную компанией Puteaux. Она имела многогранную форму и склепывалась из 13-мм листов катаной стали.

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

В 1930-ых годах Panhard АМD-35 — один из лучших броневиков, по ТТХ близкий к «колёсным танкам»

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Глушитель, закреплен вертикально и скрыт броней, лишь немного выступая с правой стороны бронеавтомобиля

"Немцы активно использовали трофейные «Панары» под обозначением Pz.Spah.204(f). Большинство из них позже попало в группы армий «Центр» и «Север», где они зарекомендовали себя достаточно хорошо. Кроме того, еще до начала войны Германии с СССР французом удалось получить контракт на строительство новой партии AMD 35 для Вермахта. Это было очень серьезным достижением, создавшим прецедент для заключения подобных контрактов в будущем. Первоначально возник вопрос о вооружении бронемашины, предназначенной для немецкой армии, но учитывая объем заказа и общее количество трофейных машин, Берлин согласился с установкой стандартных 25-мм пушек SA35 Hotchkiss. Таким образом, появилась возможность возобновить производство французских ПТ орудий, а также получить доступ к некоторым подконтрольным немцам ресурсам, в том числе и броневому прокату. Чуть позже, некоторая часть захваченных немцами машин, по их инициативе, была перевооружена 50-миллиметровой пушкой 38 L/42 – такой же, как на танках Pz III.

После капитуляции 1940 года в армии Франции осталось 64 AMD 35, плюс еще 45 бронеавтомобилей без башен французы утаили. Стремительное ухудшение положения итальянцев в Ливии и реальная угроза вторжения британских войск в Тунис, заставили французское правительство настойчиво требовать от оккупантов возможность возобновления производства некоторых видов вооружения. Германское командование было «за», рассчитывая усилить и использовать в своих интересах галльские войска, расположенные в Северной Африке. Удалось добиться и политического решения, с учетом обязательств Парижа передавать часть объемов выпущенной продукции Вермахту. Сборка AMD 35 официально возобновилась 22 января 1941 года, причем до этого французы в тайне провели часть подготовительной работы. Послевоенные бронемашины практически ничем не отличались от довоенных образцов, сохранив неизменным вооружение и стандартную силовую установку."
Источник: Бронеавтомобили Французского государства AMD 35 (Panhard 178). Часть ІІІ. - Франция реальная и альтернативная — ЖЖ

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

У бронеавтомобиля — два поста управления, расположенные по диагонали. Шасси отличалось передовой конструкцией. Броневик имел несущий корпус.

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Благодаря наличию кормового поста управления Panhard АМD-35 мог маневрировать и двигаться задним ходом. Броневик имел не только полный привод, но и "зубастые" покрышки.

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Под решёткой моторного отделения — карбюраторный 4-цилиндровый двигатель Panhard ISK 4F IIbis, сопряженный с четырехступенчатой коробкой передач

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Задняя стенка башни представляла собой двустворчатую дверь, очень удобную для ведения наблюдения командиром за местностью

"Обострение ситуации в Северной Африке и приближение британских войск к границам Туниса заставило Берлин возвратить французам часть трофейной техники, в том числе и 43 «Панара». Они поступили на вооружение эскадронов бронемашин драгунских моторизованных полков и полков африканских стрелков. Всего, таким образом, французы задействовали в Ливийской компании, считая 60 «своих», более 100 AMD 35. Здесь они вновь подтвердили свою репутацию надежных и опасных для противника машин, пройдя с тяжелыми боями до африканского Тобрука. Тем временем во Франции активно разворачивалось производство Panhard 178. Предварительная подготовка к выпуску и отсутствие у основных производителей других военных заказов позволила парижским заводам (Panhard, APX, Hotchkiss и Somua) быстро наладить сборку AMD 35 сразу на нескольких площадках. Уже до конца января 1941 года первые 12 бронемашин Pz.Spah.204(f) были переданы Вермахту. Следующие два месяца изготавливали по 55 «Панаров», а в апреле – сразу 97, практически достигнув максимальный довоенный уровень производства. Получалось, что для своих вчерашних противников французские промышленники старались активней, чем для собственных вооруженных сил.

Кроме того, в апреле 1941 года, первые послевоенные AMD 35 получила французская армия. Впрочем, это не были новые машины: на государственном предприятии APX просто оснастили башнями «припрятанные» от немцев в 1940 году 45 безбашенных «Панаров». Эти машины были отправлены в Северную Африку и поступили на вооружение двух кавалерийских полков Иностранного легиона. Уже в мае 1941 года объем выпуска упал до 88 машин, из которых французам досталось только 7, а остальные ушли немцам. Зато удалось полностью выполнить германский заказ на 300 единиц Pz.Spah.204(f). Они успели попасть в Вермахт до войны с СССР, но это уже несколько другая история. После этого Берлин на долгое время утратил интерес к «Панарам», хотя головной завод-производитель еще смог заключить контракт на поставку запчастей для своих бронемашин. Это объясняется позицией французского правительства, которое отказывалось поставлять военную продукцию за счет репараций, то есть фактически даром, а требовало соответствующей оплаты."
Источник: Бронеавтомобили Французского государства AMD 35 (Panhard 178). Часть ІІІ. - Франция реальная и альтернативная — ЖЖ

Sd.Kfz.250/1 – лёгкий полугусеничный бронетранспортёр

Sd.Kfz.250/9 – лёгкая разведывательная бронемашина

Sd.Kfz.251/9 – самоходная установка с короткоствольной пушкой 7,5 cm K 37 (Sf)

Полугусеничный бронетранспортёр Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия немецкого Sd.Kfz.251)

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222

"Бронеавтомобили в межвоенный период развивались по нескольким направлениям. Кто-то строил максимально дешевые броневики-разведчики на шасси легковых машин. В случае с французами упор делался на полугусеничные шасси, а позже случился переход на полный привод. Своя атмосфера была и у немцев. Командование рейхсвера видело оптимальный броневик как 4-осную полноприводную машину, способную еще и плавать. Правда, позже концепция изменилась. В начале 30-х годов вместо тяжелого полноприводного броневика появилось два - легкий 2-осный и тяжелый 3-осный. Наиболее простым был легкий броневик, который представлял собой легковой автомобиль, частично забронированный."
Источник: Самый известный немецкий легкий броневик-разведчик | Юрий Пашолок | Дзен

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222, парк «Патриот»

На Восточном фронте ввиду сравнительно невысокой проходимости бронеавтомобиля, он был вытеснен полугусеничными бронетранспортёрами Sd.Kfz.250

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222, парк «Патриот»

С 1942 года Sd.Kfz.222 оснащался 8-цилиндровым V-образным двигателем объёмом 3.8 л, позволявшим развивать мощность в 90 л.с.

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222, парк «Патриот»

Интересно, что за пределами Германии военные предпочитали закрытые башни для бронемашин.

"Если корпус Sd.Kfz.221 строился вокруг шасси, то в случае с Sd.Kfz.222 не менее важным элементом стала установка 2 cm KwK 30. Концептуально 2 cm Sockellafette чем-то была похожа на установку Sd.Kfz.221. Она также имела, в качестве основы, тумбу, прикрученную к пьедесталу на раме. Принципиальная разница заключалась в том, что 2 cm Sockellafette предполагала два номера расчета - наводчика/командира и заряжающего. Вместо регулируемого по высоте вертлюга была полноценная установка 2 cm KwK 30 и спаренного с ней пулемета MG 13. Использовались полноценные механизмы наводки, а также ножной спуск.

Башня, как и на Sd.Kfz.221, была связана с тумбовой установкой. Ее построение было аналогично, то есть с откидными сетками для защиты от гранат, а также смотровыми лючками. 2 cm Sockellafette обеспечивала углы вертикальной наводки в пределах от -7 до +80 градусов. Это очень приличные показатели, позволявшие использовать бронемашину и для ведения зенитного огня."
Источник: Самый известный немецкий легкий броневик-разведчик | Юрий Пашолок | Дзен

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222, парк «Патриот»

С целью защиты боевого отделения от ручных гранат открытая крыша башни была частично перекрыта металлической сетью.

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222, парк «Патриот»

На бронеавтомобиле устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и спаренный с ней пулемёт MG-34

Бронеавтомобиль Leichter Panzerspahwagen (2 cm), Sd.Kfz.222, парк «Патриот»

Двухместная башня - это большой диаметр погона а значит и большая ширина корпуса. Однако боевые действия показали правильность концепции: командир бронемашины-разведчика не должен быть перегружен.

"Боевая масса Sd.Kfz.222 составила 4,8 тонн. Чудес не бывает - скорость снизилась на 10 км/ч (70 км/ч максимальная и 40 км/ч средняя по шоссе). Также снизилась проходимость по бездорожью и тяжелому проселку. Именно поэтому броневик и был скорее средством усиления.
...
Уже к началу операции "Барбаросса" 222-е были самыми массовыми легкими броневиками. А по итогам они и вовсе стали самыми массовыми немецкими бронемашинами. В общей сложности их сдали 990 штук.

Впрочем, не всё так просто. Самый массовый - не означает "лучший в классе". Фактически Sd.Kfz.222 занимал нишу не "скаута", а средней бронемашины. И вот тут всё выглядело крайне неоднозначно, что по характеристикам, что по вооружению. Наиболее близким по массе к немецкому броневику был БА-10, который явно его превосходил. Еще более близким аналогом являлся ЛБ-62, который собирались перевооружить с ДШК на 20-мм автоматическую пушку ШВАК. По ТТХ он был близок к колесному танку, превосходя немецкий броневик по защите и проходимости. А еще был Panhard 178, который превосходил Sd.Kfz.222 по всем статьям. Кстати, и у БА-10, и у Panhard 178 имелись радиостанции, которые на Sd.Kfz.222 стали ставить только с 1942 года."
Источник: Самый известный немецкий легкий броневик-разведчик | Юрий Пашолок | Дзен

"Пик производства Sd.Kfz.222 совпал, как это не странно, с его закатом. Шасси Sd.Kfz.250 оказалось более удачным, а проходимость куда выше. После появления Sd.Kfz.250/9 Ausf.A, изначально имевшие ту же самую установку 2 cm Sockellafette, броневики стали постепенно вытесняться из войск. Впрочем, по объемам выпуска Sd.Kfz.222 так и остался непревзойденным."
Источник: Самый известный немецкий легкий броневик-разведчик | Юрий Пашолок | Дзен

Тяжелый полугусеничный тягач Schwerer Zugkraftwagen 12t Тур DBs 10

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

Тягач разработан фирмой Daimler-Benz в 1932 году по советскому заказу, вскоре аннулированному. Серийно производился для Вермахта с 1934 по 1945 годы фирмами Daimler-Benz, Krupp и Krauss-Maffei

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

Sd.Kfz.8 выпускался в четырех вариантах (DBs 7, DBs 8, DBs 9, DBs 10), отличавшихся друг от друга маркой и мощностью двигателя, массой и габаритными размерами

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

12-тонный Schwerer Zugkraftwagen Sd.Kfz.8 использовался для буксировки 88-мм зенитной пушки Flak 36, 150-, 170- и 210-мм тяжёлых артиллерийских орудий

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

Тяжёлый полугусеничный тягач Schwerer Zugkraftwagen 12t Тур DBs 10

Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

В 1934-36 годах фирма Kraus-Maffey разработала серию специализированных 8-тонных тягачей: KM m.8, KM m.9, KM m.10 и KM m.11

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

Самый распространённый тягач KM m.11 получил в вермахте обозначение Mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7)

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

Тягач фирмы Kraus-Maffay построен по классической схеме с передним расположением двигателя и моста автомобильного типа, который служил для управления

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

Гусеничная ходовая часть состояла из шести опорных катков установленных в шахматном порядке, переднего ведущего и заднего направляющего колеса

Бронетранспортёр БТР IFV 603 Saracen

Бронетранспортёр БТР-40ЖД

Самоходный огнёмёт «WASP» Mk II на базе Universal Carrier, Великобритания

Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101

"Создателем Кеттенкрада был Генрих Книпкамп, сын прославленного И.Кошкиным Эрнста Книпкампа. Первоначально полугусеничная машина на базе мотоциклетных агрегатов позиционировалась как «легкий сельскохозяйственный тягач». Но в 1938 г. интереса не вызвала и отнеслись к ней как к курьезу. Книпкамп-младший предложил гусеничный мотоцикл военным, но понимания не встретил. Ситуация изменилась с развитием воздушно-десантных войск Третьего Рейха. На вооружение десантников стали поступать легкие зенитки, противотанковые пушки, на горизонте замаячили безоткатные орудия. Доставить все это счастье самолетами было еще реально(посадочным способом разумеется). Но ни о каком маневре не могло быть и речи. Да и самим десантникам предстояло тащить боеприпасы, взрывчатку и др. припасы на своем горбу. Тут-то и вспомнили о легком тягаче Книпкампа-младшего. Производство было поручено фирме NSU Werke AG, занимавшейся производством мотоциклов. Именно тогда тягач получил наименование Кеттенкрад(Kettenkrad) т.е. гусеничный мотоцикл. После нескольких опытных машин в июле 1940 г. началось производство Кеттенкрадов нуль-серии. До начала операции по захвату Крита в мае 1941 г. было выпущено 500 Кеттенкрадов, в войска попали 200, а непосредственно в боевых действиях приняли участие всего около полусотни.
С парашюта Кеттенкрады сбрасывать не собирались - его масса в 1200 кг превосходила возможности «тетушки Ю» по перемещению грузов на внешней подвеске (800 кг). Однако помимо посадочных десантов на Ю-52 Кеттенкрады могли высаживаться с первой волной десанта на планерах. Кроме десантников Кеттенкрадом заинтересовались горные части Вермахта. Им также был нужен транспорт, способный пробираться по горным тропам с пушкой на буксире."
Источник: Кеттенкрад: не "панцер", но определенно "шуш-": dr_guillotin — ЖЖ

Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101, парк «Патриот»

Управление Кеттенкрадом комбинированное. Т.е. при повороте руля на угол до 12 градусов работает переднее колесо, а в диапазоне от 12 до 38 градусов в дело вступают бортовые фрикционы

Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101, парк «Патриот»

В наследство от мотоцикла Кеттенкрад получил не только руль с передним колесом, но и сиденье водителя. Пробки справа и слева от водителя это горловины топливных баков.

Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101, парк «Патриот»

На поручнях в кормовой части мотоциклы хорошо видны крепления для личного оружия.

Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101, парк «Патриот»

На мягком грунте подушки погружались в него и становились грунтозацепами, а общая площадь опоры возрастала за счет остальных частей трака

"Так бы и остался гусеничный мотоцикл экзотическим транспортным средством десантников и горных егерей, но осень 1941 г. и столкновение с Rasputsitza на территории СССР заставили расширить область применения Кеттенкрадов. Немногие попавшие на Восточный фронт осенью 1941 г. Кеттенкрады(судя по имеющимся фото, они попали в части связи) получили восторженные отзывы. В итоге NSU получила новый заказ на 1000 Кеттенкрадов, из которых до конца 1942 г. было сдано 985 машин. Они попали в штаты подвижных соединений Вермахта и использовались не только на Восточном фронте. Так бригады Пантер(изобретение Гитлера лета 1944 г.) должны были иметь по штату 69 Кеттенкрадов. Осенью 1943 г. был введен штат разведывательной роты на Кеттенкрадах(227 человек, 61 Кеттенкрад, 7 обычных мотоциклов и 15 грузовиков и тягачей). В случае с разведротой Кеттенкрады заменяли дефицитные БТРы. Они были дешевле и обладали сравнимой с Ганомагами проходимостью.

Что же собой представлял гусеничный мотоцикл? Было бы странно, если бы творение Книпкампа-младшего не несло в себе благородного безумия. В каждом траке гусеницы был игольчатый подшипник. Соответственно в каждой отливке трака сверлился канал для смазки этого подшипника, а обслуживание машины предусматривало шпринцевание всех траков обоих гусеничных цепей. Помимо подшипника конструкция трака включала привинчивавшуюся четырьмя винтами резиновую подушку. Эта деталь вообще было характерна для траков немецких полугусеничников. "
Источник: Кеттенкрад: не "панцер", но определенно "шуш-": dr_guillotin — ЖЖ

См. также:
Полугусеничный мотоцикл NSU HK 101 Kettenkrad. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK 101. Музей техники Вадима Задорожного
Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101. Военно-патриотический парк «Патриот»
Полугусеничный тягач Kettenkrad HK 101. Выставка «Моторы Войны»

Снегоход Bombardier B2

Снегоход Bombardier B3

57-мм самоходная артиллерийская установка T48

"После создания сравнительно недорогой и простой противотанковой самоходки Gun Motor Carriage M3 на базе полугусеничного бронетранспортёра американские конструкторы сделали следующий логический шаг. Они заменили установленную на САУ 75-мм полевую пушку М1897А4 специализированным противотанковым орудием М1 калибра 57 мм. Так появился истребитель танков Т48. В феврале 1941 года Департамент вооружений армии США дал согласие на начало производства по британской лицензии орудия QF 6-pounder калибра 57 мм, предназначавшегося для поставок по ленд-лизу. Его и решили установить на бронетранспортёр. Соответствующее решение одобрили 15 апреля 1942 года. Проектируемая САУ получила индекс Т48. Исходя из опыта создания GMC M3, на Т48 сразу же отказались от идеи применения штатного орудийного щита. Первоначально попробовали использовать щит от САУ Т44 — не пошедшей в серию 57-мм самоходки на двухосном полноприводном шасси «Форд». Но после первых испытаний его заменили щитом специальной конструкции, защищавшим экипаж не только спереди, но и частично с боков и сверху. Толщина его составляла 15,9 мм в передней части и 6,35 мм — в верхней и боковых."
Источник: Андрей Харук «Истребитель танков для ленд-лиза» | Warspot.ru

"САУ Т48 изначально не планировалась к принятию на вооружение армии США — она предназначалась исключительно для поставок союзникам по ленд-лизу. Производство самоходок наладили на фирме «Даймонд Т Мотор Компани» в декабре 1942 года. До конца года она сдала 50 САУ, а к маю 1943-го изготовила ещё 912. Таким образом, общий объём выпуска Т48 составил 962 экземпляра. Серийные машины вооружались пушками М1 со стволом длиной 50 калибров.
...
Великобритания в рамках программы ленд-лиза заказала 680 САУ Т48. Британцы планировали использовать их в боях в Северной Африке, но первая партия самоходок прибыла лишь к лету 1943 года, когда остатки войск Оси в Тунисе уже капитулировали. Для Европейского же театра военных действий британцы сочли Т48 неподходящей. Они приняли лишь 30 САУ, дооборудовав их под свои стандарты (в частности, установив радиостанцию №19). В бою британские Т48 так и не поучаствовали — вскоре их переделали в бронетранспортёры.
...
650 самоходок, от которых отказались британцы, быстро нашли нового хозяина — их по ленд-лизу передали Советскому Союзу. К началу 1944 года поступила 241 самоходка, в первом полугодии 1944 года — ещё 223, а остальные прибыли во втором полугодии. В СССР Т48 получила обозначение СУ-57.
В первую очередь самоходками СУ-57 вооружались лёгкие самоходные артиллерийские бригады. В феврале 1944 года сформировали семь таких соединений, три из которых (16-я, 19-я и 22-я) получили СУ-57, а остальные — СУ-76 (именно они считались штатным вооружением для бригад, а СУ-57 рассматривались как возможная альтернатива).
...
Все три бригады СУ-57 формировались в Московском военном округе и в июле 1944 года вошли в состав танковых армий 1-го Украинского фронта: 16-я — 3-й гвардейской, 19-я — 1-й гвардейской и 22-я — 4-й. Бригады участвовали в Львовско-Сандомирской наступательной операции (16-й за эти бои присвоили почётное наименование Перемышльской, а 22-я стала Краснознамённой). 19-ю бригаду вместе с 1-й гвардейской танковой армией уже в сентябре вывели в резерв, а в ноябре передали 1-му Белорусскому фронту. Она принимала участие в освобождении Поморья. 17 марта 1945 года бригада стала гвардейской, сменив свой номер на 70-й. Две другие бригады в составе своих армий участвовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. Командующий 1-й гвардейской танковой армией генерал-полковник М.Е. Катуков в своём докладе Главному автобронетанковому управлению от 15 октября 1944 года так оценивал ленд-лизовские самоходки: «Самоходная бригада 57-мм пушек использовалась на танкоопасных направлениях как заслоны. Эти самоходки очень громоздки, а пушка малоэффективна»."
Источник: Андрей Харук «Истребитель танков для ленд-лиза» | Warspot.ru

"Помимо лёгких самоходно-артиллерийских бригад, САУ СУ-57 поступали на вооружение отдельных мотоциклетных полков и батальонов. В этих частях СУ-57 рассматривалась как возможная замена буксируемых противотанковых пушек. Согласно штатам, мотоциклетный полк располагал истребительно-противотанковым дивизионом из двенадцати 45-мм или 57-мм пушек, а отдельный батальон — четырёхорудийной батареей. Самоходки поступали взамен этих систем, причём дивизион мог иметь смешанный состав. Например, в составе 4-го мотоциклетного полка перед началом Ясско-Кишинёвской операции имелось 10 самоходных орудий СУ-57 и 4 76-мм пушки ЗИС-3. В то же время, в июле 1944 года, в ходе Люблин-Брестской наступательной операции, каждый из трёх танковых корпусов 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта имел в своём мотоциклетном батальоне комплект — четыре САУ СУ-57. Уже упоминавшаяся 1-я гвардейская танковая армия в период Висло-Одерской операции имела в своём составе 6-й гвардейский мотоциклетный полк (12 СУ-57) и 16-й гвардейский мотоциклетный батальон (6 таких самоходок).
...
К 1 июня 1945 года Красная армия списала 212 САУ СУ-57. Не все из них были потеряны — полтора десятка передали Войску Польскому. Из 438 остававшихся самоходок 271 находилась во фронтовых частях, 90 — в военных округах и 77 — в ремонте."
Источник: Андрей Харук «Истребитель танков для ленд-лиза» | Warspot.ru

Самоходная артиллерийская установка СУ-57 (57mm Gun Motor Carriage T48) №480397 передана в парк «Патриот» из фондов танкового музея в Кубинке. Аналогичная американская САУ выставлена на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны.

Зенитная самоходная установка M17

"В октябре 1940 года в США начались работы по созданию мобильных зенитных установок, способных прикрыть механизированные колонны от ударов с воздуха. Первой такой машиной стала Т1, представлявшая собой небронированное шасси бронетранспортера М2, оборудованное авиационной турелью Bendix с двумя крупнокалиберными пулеметами Browning. За ней последовал прототип Т1Е1, на котором испытывались турели фирм W.L.Maxson Согр. и Martin Aircraft. Турель M3З фирмы Maxson обслуживал расчет из двух человек. Генератор электропривода располагался позади турели. Турель Martin представляла собой остекленную башенку, заимствованную у бомбардировщика. В качестве шасси в обоих случаях использовался бронетранспортер М2 без броневого кузова. После установки турели Maxson на бронетранспортер М3 получили опытный образец Т1Е4, которому после стандартизации 27 июля 1942 года присвоили обозначение М13 MGMC (Multiple Gun Motor Carriage — многоствольная самоходная пушка). Точно такая же машина на базе бронетранспортера М5 получила индекс М14.

Турель Maxson могла вращаться на 360° со скоростью 74 град/с. Вертикальный угол наведения колебался в пределах от -11,5° до +90°. В 1942 году завод фирмы White в Кливленде изготовил 1103 ЗСУ М13. В свою очередь, до мая 1943 года фирма International Harvester Company выпустила 1600 М14. Все М14 были отправлены в Великобританию, где многие машины использовались не по назначению — их переоборудовали в простые бронетранспортеры. Некоторое количество М13 использовалось армией США в ходе Итальянской кампании.
"
Источник: Барятинский М.Б., «Американские бронетранспортеры Второй мировой войны»

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

Разработка фирмы W.L.Maxson Согp: компактная электрифицированная установка кругового вращения с 12,7-мм пулемётами «Браунинг» M2.

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

В середине — место стрелка, управлявшего установкой при помощи джойстика. Электрооборудование, в том числе силовые электроприводы наводки у этой машины демонтированы.

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

Кроме стрелка, пулемётную установку обслуживали два заряжающих, менявших короба с патронами, каждый из которых вмещал 200 штук

"Стремясь повысить эффективность заградительного огня, фирма Maxson модернизировала свою двухпулеметную турель. В ноябре 1942 года она была стандартизирована под индексом М45. Зенитная самоходная установка с этой турелью на базе бронетранспортера М3 получила обозначение М16 MGMC, а на базе М5 — М17. Производство этой техники началось соответственно в мае и декабре 1943 года. При этом, помимо вновь выпущенных машин, 568 М16 были переоборудованы из М13.

В 1944 году каждая американская танковая дивизия имела в своей зенитно-артиллерийской роте восемь ЗСУ М16 и восемь ЗСУ М15. Пехотные дивизии получили буксируемую версию счетверенной установки Maxson М45. В штат корпусов и армий входили зенитно-артиллерийские батальоны (32 М16 и 32 М15), предназначавшиеся для ПВО особо важных объектов в их оперативном тылу. Помимо задач ПВО установки М16 часто привлекались и для непосредственной огневой поддержки сухопутных частей.
"
Источник: Барятинский М.Б., «Американские бронетранспортеры Второй мировой войны»

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

Утрачены приборы и рулевое колесо

"Что касается ЗСУ М17, то вся партия из 1000 выпущенных машин была отправлена в Советский Союз. Начиная с 1944 года они поступали на вооружение зенитно-артиллерийских полков механизированных и танковых корпусов, а также зенитно-артиллерийских дивизий танковых армий (10 — 20 единиц на соединение). Это были единственные ЗСУ на вооружении Красной Армии в период Великой Отечественной. За счет высокой скорострельности (2000 выстр./мин на установку) они оказались весьма эффективными при отражении атак немецкой авиации на малых высотах. Советское командование быстро оценило мощь огня этих ЗСУ и часто включало их в состав передовых отрядов наступающих танковых частей. Обычно в таком отряде имелось семь — девять танков Т-34, четыре ЗСУ М17 и несколько "скаутов" M3А1 с мотострелками или разведчиками. При удачном развитии событий таким группам нередко удавалось внезапным ударом захватывать отдельные населенные пункты, мосты или узловые железнодорожные станции."
Источник: Барятинский М.Б., «Американские бронетранспортеры Второй мировой войны»

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

Лебёдка самовытаскивания

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

Полугусеничное шасси улучшает проходимость по сложным грунтам.

Зенитная самоходная установка M17, парк «Патриот»

Своеобразное крепление турели к станине методом сварки и несовпадение посадочных мест намекают на то что в экспозиции выставлена самоделка.

"Как и в американской армии, ЗСУ часто использовались для огневой поддержки оборонявшихся или наступавших советских войск. Так, например, 2 мая 1945 года на окраине Берлина вели тяжелый бой гвардейцы 359-го зенитно-артиллерийского полка 4-й гвардейской танковой армии. Большая группа немцев, пытавшаяся пробиться из окруженного города на запад, вклинилась в боевые порядки советских войск и атаковала батарею старшего лейтенанта Суркова. Завязалась рукопашная схватка. На помощь батарейцам подоспел взвод установок М17, которые с ходу атаковали противника. Шквальный огонь счетверенных крупнокалиберных пулеметов буквально сметал немецкие цепи. В результате враг потерял 138 солдат и офицеров убитыми и ранеными, 76 немецких солдат сдались в плен."
Источник: Барятинский М.Б., «Американские бронетранспортеры Второй мировой войны»

Бронированный армейский автомобиль ГАЗ-3937 «Водник»

Реплика немецкого тяжелого бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-rad)