Памятник судостроителям Рыбинска: реплика буксирно-разъездного катера БРК-3


Месторасположение: Ярославская область, г.Рыбинск, микрорайон Северный (напротив ДК «Вымпел»)
Дополнительно:
Морской музей Барселоны
Морской музей Эстонии
Музей Ледокол «Красин»
Музей-усадьба «Ботик Петра I»
Корабли-памятники на центральной набережной Волгограда
Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Один из серии полностью сварных буксирно-разъездных катеров БРК-3 (пр.78 типа «А»). Строили их на рыбинском заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. Скорее всего, на постаменте - послевоенная реплика, построенная в 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

"А началось все со строительства катера длиной одиннадцать с половиной метров водоизмещением около 6 тонн. Он развивал скорость до 15 км/час и был способен перевозить 20 пассажиров. Катер был построен в 1931 году всего за 4 месяца. Квалифицированных кадров тогда не хватало. Технологии – примитивные, инструмент – кустарный. В первые годы даже электричества на строящемся заводе не было. Азы судостроения рабочие осваивали на ходу. Но уже в 1932 году предприятие выпустило 14 катеров, и еще почти три десятка судов в различной степени готовности находились на стапелях.
В очень непростых условиях рыбинские корабелы создавали уникальные для того времени катера. Например, верповальные – для лесосплавных организаций, которые раньше приходилось приобретать за границей, так как аналогов в стране не было.
Пока строились цеха, будущие корабелы, пожелавшие освоить новую специальность, днем изучали теорию сварки, а вечером отрабатывали ее на практике. Результатом их работы стало строительство серии полностью сварных буксирно-разъездных катеров. Вслед за катерами БРК сварными стали корпуса судов других типов.

К концу 1935 года на предприятии работали уже семь цехов, электроподстанция, кузница. Завод перешел к выпуску морских водолазных ботов и пассажирских катеров пригородного сообщения. Три таких катера были построены сверхплана специально для Рыбинска. Только за один этот год рыбинские судостроители в два раза увеличили объем выпускаемой продукции. Это был рекорд. Причем впервые в СССР несколько катеров ушли на экспорт.
С каждым новым проектом, освоенным заводом, увеличивались размер, скорость и водоизмещение судов. Стальной катер «Рыбинец», например, имел длину более 20 метров и мог развить скорость до 17,5 км/час при мощности двигателя 136 л.с. Это отличные характеристики для того времени.
Наряду с гражданскими судами начинается строительство боевых торпедных и буксирно-моторных катеров. В 1937 году предприятие получает задание освоить производство дюралевых торпедных катеров ближнего действия. С целью соблюдения секретности заводу присваивается цифровое обозначение – № 341."
Источник: Надежда Максимова «Вымпел» – это флаг корабля

"Воскресенье 22 июня 1941 года на рыбинском заводе № 341 — так тогда назывался Рыбинский катерный завод — было рабочим днём. Шёл обеденный перерыв, когда из репродуктора прозвучала страшная новость о начале войны. Не дожидаясь повесток, многие катеростроители сами шли в городской военкомат с просьбой отправить их на передовую.
С первых дней войны завод перешёл на военные рельсы. На катера, которые раньше строились для нужд народного хозяйства, стали устанавливать различное вооружение. На заводе было организовано производство противотанковых «ежей», сапёрных лопаток, солдатских ножей и лыж.
...
Враг рвался к Москве, Рыбинск был объявлен прифронтовой зоной, по приказу Наркомата решено было эвакуировать завод в города Пермь и Тюмень. Заводчане, переехавшие в Тюмень вместе с заводом, вспоминают, что зима 1941-го выдалась лютой, холодной. В 30-градусные морозы выгружали станки, оборудование, устанавливали его в спешно построенных цехах.
...
После разгрома гитлеровцев под Москвой областной комитет обороны принял решение вернуть эвакуированные заводы и фабрики.На заводе № 341 выполняли план на 200 процентов и перевыполняли план по выпуску катеров. В 1942 году для нужд фронта стали переоборудовать небольшие пограничные катера, они оснащались реактивной установкой типа «Катюша», 45-милллиметровой артиллерийской установкой, двумя пулемётами. Тогда же завод получил заказ на постройку большой серии самоходных понтонов для наведения понтонных мостов.
...
Всего за годы войны более 700 катерозаводцев приняли участие в боях за Родину. 141 человек погиб. Более 150 бывших фронтовиков вернулись с войны, имея ранения. 1017 орденов и медалей получили катерозаводцы за свои ратные подвиги. Одному из них, Игорю Петровичу Клинову, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза."
Источник: «Вымпел» в годы войны - ВЫМПЕЛ, судостроительный завод