Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»


Месторасположение: 20 км к югу от Дербента, берег Каспийского моря у села Арабляр, Дагестан
Дополнительно:
Экраноплан «Орлёнок»
Музей Ледокол «Красин»
Музей-усадьба «Ботик Петра I»

"Не имея опыта эксплуатации экранопланов, ВМФ не мог сразу выработать определенное техническое задание. Алексеев же постоянно «атаковал» Заказчика своими перспективными предложениями: начать создание крупного 500-тонного корабля-экраноплана, одновременно приступить к проектированию 140-тонного десантного корабля, а вслед за ним - аппарата массой 360 т.
На основе предложений Алексеева было подготовлено специальное постановление ЦК КПСС и СМ СССР. На основании этого документа Ростислав Евгеньевич получил полномочия начать проектирование и строительство крупного экраноплана. Вскоре была принята государственная программа по экранопланостроению, предусматривавшая создание ряда новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, проектирование боевых экранопланов, разработку экспе-риментального экраноплана КМ и его аналога - модели СМ-5, оборудованной макетным образцом системы демпфирования и стабилизации по углам крена и тангажа, а также 25-тонной модели СМ-6 - масштабного прообраза последующих боевых экранопланов. Поддержанная руководством ВПК и Заказчиком перспективная программа стала основополагающей при разработке проектов «больших» экранопланов.
Руководящие инстанции (ЦК КПСС, Совмин, ВПК и др.) оформили соответствующие распоряжения и выделили деньги, исходные документы (постановление ЦК КПСС и Совмина, приказ ГКС, ТТЗ ВМФ) были согласованы и подписаны. И, наконец, 25 апреля 1963 г. в опытном производстве ЦКБ по СПК (позже - завод «Волга») был заложен экспериментальный экраноплан - корабль-макет (КМ) массой около 500 т. «Макетом» Алексеев назвал этот гигантский летающий корабль, чтобы не вызывать преждевременного чиновничьего ажиотажа в «родном» Госкомитете.
Корпус КМ и нижняя поверхность носового крыла выполнялись сварными из алюминиево-магниевого сплава. Опытное производство ЦКБ уже имело значительный опыт сварки и сборки таких конструкций, построив к тому времени СПК «Спутник», «Вихрь», «Буревестник», корпуса которых были преимущественно сварными из подобных сплавов. В процессе постройки в конструкцию вносились существенные изменения, так как параллельно шли испытания различных моделей, с помощью которых корректировались характеристики корабля.
Одним из первых таких изменений явилось увеличение числа носовых двигателей с шести до восьми (по четыре двигателя на каждый борт). Это привело к усовершенствованию конструкции пилона, топливной и других соответствующих систем. Крупным переделкам подверглось кормовое крыло (стабилизатор) . По решению Алексеева оно должно было стать V-образным, так как в ходе испытаний моделей в ЦАГИ было установлено, что аппарат с плоским кормовым крылом будет иметь недостаточную путевую устойчивость."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. Он имеет три палубы, использующиеся для размещения оборудования и расчета ракетного комплекса.

"В начале 1960-х гг. отмечался триумф судов на подводных крыльях и приближался «звездный час» экранопланов. Результаты проведенных к этому времени работ были настолько многообещающими, что всю тематику по экранопланам монополизировал ВМФ. Таким образом, Р.Е. Алексееву удалось добиться признания экранопланостроения на государственном уровне. Теперь испытания самоходных моделей проводились межведомственными комиссиями под руководством главного конструктора, каждый «выход» аппарата оформлялся протоколом. На опытном заводе появилась военная приемка.
1964 г. был решающим для главного конструктора. В руководстве определялись, насколько необходимы подобные транспортные средства для обороны и народного хозяйства. Для оценки проделанной ЦКБ по СПК работы была создана экспертная комиссия, куда вошли известные ученые и авторитетные представители промышленности.
Комиссии был представлен технорабочий проект экспериментального корабля. Специалисты осмотрели строящийся КМ (его готовность составляла 30%) и присутствовали на ходовых испытаниях СМ-4 и СМ-5, на опытах с катапультируемыми моделями. Незамедлительно последовал вывод: «В результате экспертизы считать возможным продолжать дальнейшую разработку проекта и постройку натурного экспериментального корабля (25.03.64)»."

"По мере развития экранопланостроения и в связи с ростом характеристик макетных образцов экранопланов потребовалась и новая испытательная база с натурными (морскими) условиями. Такая база была организована на побережье Каспийского моря, на окраине города Каспийска, что находится в Дагестане в 13 км южнее Махачкалы, на территории завода «Дагдизель», основанного в начале 1930-х гг. для выпуска торпед и судовых дизелей.
База на побережье Каспийского моря создавалась с определенными трудностями: по условиям секретности она должна быть достаточно удалена от населенных пунктов, и в то же время желательна близость к промышленному центру. На акватории Каспийского моря планировалось испытывать натурные образцы «летающих кораблей», предназначенных для ВМФ. Собственно, база изначально рассматривалась как полигон для испытания опытных образцов, для отработки серийных экранопланов и сдачи их ВМФ."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

В носовой части на высокорасположенных пилонах размещены восемь турбореактивных двигателей НК-87. Тяга каждого из ТРД — 13,5 тс. Это модификация авиационного турбореактивного двигателя, разработанного для широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Сопла установлены под углом к воде, благодаря чему нагнетаемый ими поток уходит в воду и экранирует от неё в крылья, расположенные чуть позади, за счёт чего в данном случае и достигается экранный эффект.

"Создание такого уникального аппарата, как КМ, потребовало принятия нестандартных организационных и технологических решений. Позже, подчеркивая сложность создания подобных аппаратов, Алексеев отмечал: «Культура – авиационная, размеры – корабельные, способ движения – смешанный (плавание, ползание, полет)». Основной объем работ по изготовлению корпусных конструкций КМ и их сборке выполнялся в опытном производстве ЦКБ. В конструкции планера применили известные конструкционные материалы – судостроительный сплав АМг-61 (для сварного корпуса и нижней поверхности крыла) и авиационный сплав Д16 (для клепаных конструкций надстройки, верхней поверхности крыла, киля и стабилизатора). Для подтверждения достаточной прочности корпусных конструкций было изготовлено и испытано значительное количество узлов и панелей. На основе высокопрочных коррозионно-стойких материалов подготовили прессованные панели и профили.
Строительство КМ, которое велось с соблюдением строгой секретности, в основном было закончено в июне 1966 г. На рассвете, в 4 ч утра, Алексеев дал распоряжение «спустить» корабль. Удивительно, но именно в этот день радиостанция «Голос Америки» сообщила, что в Сормово спущен корабль с новым принципом движения!"
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

"КМ с демонтированными отъемными частями крыла и кормового стабилизатора транспортировали в специально спроектированном и построенном доке в Каспийск, на базу ЦКБ. Консоли крыльев перевозили на специальном докпонтоне. В Каспийске на организованной достроечной базе в бухте завода «Дагдизель» были выполнены все доводочные работы – окончательный монтаж конструкции и установка измерительной аппаратуры. По окончании сборки КМ в Каспийске началась проверка всех систем – электроснабжения, радиооборудования, контрольно- записывающей аппаратуры, управления экранопланом и двигателями.
Этот экраноплан до сих пор является одним из крупнейших и тяжелых летательных аппаратов в мире. При огромных габаритных размерах его взлетный вес, достигнутый в одном из полетов, составил 550 т, что и сейчас является рекордом для экранопланов. Изначально корабль-макет создавался для отработки вопросов аэрогидродинамики и мореходных качеств конструкции, силовой установки, системы управления и вооружения вновь проектируемых кораблей-экранопланов больших размерений. Он был выполнен по самолетной схеме. Длина корпуса составила 92,4 м, размах крыльев – 37,8 м, а максимальная высота по стабилизатору – 22 м.
На передних горизонтальных пилонах размещалась силовая установка из восьми носовых стартовых турбореактивных двигателей тягой по 9,5 т каждый: их мощность использовалась в основном при старте. На стабилизаторе находились два кормовых маршевых двигателя ВД-7КМ тягой 16 т, мощности которых было достаточно для поддержания крейсерского режима. Передние двигатели были установлены таким образом, что их газовые струи создавали дополнительный эффект воздушной подушки (при взлете газовая струя направлялась между поверхностью (водой или сушей) и крыльями для увеличения подъемной силы).
Днище корпуса было устроено покорабельному, хотя внешне КМ походил на самолет. Специалисты ЦАГИ отмечали, что корпус КМ – классический тип днища высокоскоростного корабля. Как дань «морскому происхождению» экраноплан был снабжен 3-тонными якорями и лебедками для их подъема. Экипаж составлял 7-8 чел. На экраноплане использовалась система пилотажной индикации и контроля координат движения «Гамма», разработанная в ЦНИИ «Электроприбор»."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Радиолокационный комплекс, обеспечивающий навигацию и применение ракетного оружия.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Носовая артиллерийская установка размещается в стойке носовых ПУ ПКР «Москит». Она оснащена спаренными 23-мм авиационными пушками ГШ-23.

"После завершения обучения летного состава и принятии зачетов приказом по ЦКБ был назначен состав экипажа для проведения испытаний КМ в 1966 г. Состав первого экипажа первого в мире экраноплана насчитывал 31 чел. Все члены экипажа получили обмундирование и танковые шлемы (применяемые в авиации при испытаниях).
После окончания монтажа КМ поставили на якорях недалеко в море. Наступил день первого опробования двигателей и систем на базе в Каспийске. Вначале – по одному, затем произвели запуск и опробование двигателей в паре, потом – четырех, после чего состоялось испытание всех двигателей, поочередно и совместно. Обратим внимание: ни до, ни после КМ ни на одном в мире летательном аппарате не устанавливалось и не работало одновременно десять турбореактивных двигателей!
По условиям режимности запуск и гонку (опробование) двигателей разрешалось проводить лишь с 18 до 22 ч. Конечно, шуму было много, а когда включали форсаж кормовых двигателей, то длинный шлейф пламени виден был издалека. Одновременно проверялась работа всех систем и оборудования. Все параметры записывались на контрольно-записывающей аппаратуре. Такие «тренировки» проводились до 10 октября."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции

"Экипаж был собран, на экраноплан прибыли специалисты-участники испытаний. Всего набралось человек 50. Главный конструктор занял место в кабине. КМ все это время находился на кильблоках дока в бухте завода «Дагдизель». С наступлением темноты началось заполнение дока водой, и ровно в 22 ч буксир потянул аппарат на водную гладь заводской бухты. Следует отметить, что выход из бухты в Каспийске в осенне- зимний период течением и волнением часто заносило песком, что требовало дноуглубительных работ. Этого, как часто бывает, не смогли учесть: при выходе из горловины бухты экраноплан потянуло на мель, где из дна торчала большая труба, конец которой находился под поверхностью воды. Все попытки экипажа КМ и буксира избежать неприятностей оказались тщетными: днище корабля зацепилось за эту трубу.
Тут же спустили водолазов, которые обнаружили, что в зоне 4-й топливной цистерны порвана обшивка. Пришлось срочно заделывать пробоину и перестраивать подачу топлива от 4-й цистерны (заглушили трубопроводы, идущие от нее). На всю работу с ремонтом ушло около трех часов, и только в 1 ч 30 мин 15 октября началась буксировка экраноплана на о. Чечень.
При подходе к острову началось волнение – близко подходить к берегу было опасно. Не доходя до маяка, у Зеленого буя, корабль остановился. После отдачи буксира КМ подошел к берегу на поддуве и «наткнулся» на брошенный ранее каким-то судном якорь, получив при этом пробоину днища в одном из отсеков. Пробоину «залатали» с помощью деревянных брусьев и зацементировали. Затем экраноплан заправили топливом (с танкера-заправщика) и приступили к наладочным испытаниям."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Кормовая артиллерийская установка унифицирована с самолётами Ил-76 и Ту-95МС.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

"Необходимо отметить, что на КМ стояли двигатели ВД-7, не приспособленные для работы в морских условиях. Они располагались вблизи водной поверхности, что вызывало попадание воды внутрь мотогондол и, как следствие, их засоление, неустойчивую работу, преждевременную порчу и выход из строя. В дальнейшем было решено изначально производить конвертацию турбореактивных и турбовинтовых двигателей для применения в специфичных морских условиях.
...
Обнадеживающие результаты испытаний вселяли уверенность в то, что можно создать серийные экранопланы взлетным весом 400 т со скоростью около 500 км/ч и большой грузоподъемностью. Старт (разгон) даже на весьма взволнованной поверхности не оказывал серьезного влияния на последующий полет, хотя брызгообразование в начале разгона было сильным. Зато посадка вызывала в некоторой степени опасения. Было ощущение, будто быстро едешь на телеге по булыжной мостовой – таков был характер нагружения при посадке, несмотря на большие углы килеватости корпуса и шайб и многочисленные реданы. Тогда все посадки проходили без поддува. Посадка с поддувом была освоена позже, в 1969 г."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Сверху корпуса установлены шесть установок для запуска сверхзвуковых маловысотных противокорабельных ракет ЗМ80 комплекса «Москит». За установками находятся листы теплозащиты для предохранения корпуса от высокой температуры при пуске ракет.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Крупным недостатком ракет ЗМ80 является недостаточная дальность действия. При запуске исключительно по маловысотной траектории дальность полёта «Москита» (из-за высокого сопротивления воздуха при сверхзвуковом полёте на малой высоте) ограничена 90-120 км, что уступает дальности большинства современных ему дозвуковых противокорабельных ракет.

"Конструкция КМ и его аэродинамическая компоновка послужили основой для создания ударного экраноплана по проекту 903 «Лунь». Разработка этого экраноплана-ракетоносца по заказу ВМФ явилась значительным этапом в развитии скоростного судостроения. По своим ТТЭ «Лунь» превосходил существующие легкие ракетные корабли и некоторые образцы авиационной техники. Главному конструктору корабля В.Н. Кирилловых удалось воплотить идеи основоположника экранопланостроения о повышении мореходности кораблей.
Ударный экраноплан проекта 903 (заводской номер С-31) полным водоизмещением до 400 т был заложен на заводе «Волга» в 1983 г. Экраноплан выполнен по традиционной схеме кораблей первого поколения с крылом трапециевидной формы в плане. Конструктивно «Лунь» включал корпус (фюзеляж), крыло с концевыми шайбами и развитое Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части размещался пилон для установки восьми главных двигателей. Сверху по длине корпуса под некоторым утлом к горизонту были установлены контейнеры для противокорабельных ракет.
Корпус экраноплана делится переборками на 10 водонепроницаемых отсеков. В средней части расположен центроплан крыла. Под днищем размещено гидролыжное устройство. Корпус имеет три палубы, служащие для размещения служебного оборудования, систем, специального оборудования и расчета ракетного комплекса."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

"Даже после КМ технические характеристики «Луня» впечатляют: размеры в плане – 73,3x44 м, высота – 20 м, осадка в водоизмещающем положении – 2,5 м. В носовой части на высокорасположенных пилонах размещены восемь турбореактивных двигателей (ТРД) НК-87 тягой по 13,5 тс. Крейсерская скорость экраноплана составляет 250 узлов, скорость полного хода – 270 узлов. Длина разбега 3,5 км. Полет может осуществляться при балльности моря 4-5 баллов (высота волн до 2,5 м). Экипаж корабля включает 15 человек, из них б офицеров.
Ударное вооружение включает шесть противокорабельных ракет ЗМ-80 комплекса «Москит» и по огневой мощи вполне сопоставимо с вооружением крейсера «Москва». Однако, в отличие от последнего, для обслуживания экраноплана «Лунь» требуется в 10 раз меньший экипаж, а развиваемая им скорость в 10 раз больше. Артиллерийское вооружение этого корабля составляют носовая и кормовая артустановки самообороны со спаренными 23-мм авиационными пушками ГШ-23 в установках типа Ил-К8. Дальность полета без дозаправки – около 1100 миль, высота полета над водой – 2 м. Основной способ базирования – на плаву.
Первый корабль серии ракетоносцев проекта 903 был спущен на воду 16 июля 1986 г. и переведен на достройку и испытания в г. Каспийск. Конструкторские ходовые испытания экраноплана «Лунь» начались в марте 1987 г., в июле 1989 г. – заводские, а государственные испытания закончились 26 декабря 1989 г. Все испытания заняли 42 ч 15 мин, в том числе полетное время – 24 ч. В ходе испытаний с экраноплана впервые в мировой практике осуществили старт корабельных ракет на скорости движения около 500 км/ч. Ракетные стрельбы обеспечивались радиолокационной системой целеуказания и системой управления ракетным оружием. После успешного завершения государственных испытаний с 1990 по 1991 г. «Лунь» находился в опытной эксплуатации на Каспийском море."
Источник: Павел Качур «Конструктор крылатых кораблей» («Техника и вооружение» №5/2007)

"Данные корабли предполагалось построить серией из восьми единиц. Однако эти планы реализовать не удалось из-за отсутствия финансирования и военной целесообразности. Дело в том, что ударный экраноплан должен был действовать в условиях сильного противодействия со стороны противника, а его зенитное вооружение и скорость хода оказались на уровне тихоходного самолета. При больших размерах корабля это обстоятельство делало его крайне уязвимым. Второй однотипный корабль предполагается достроить по пр. 9037 как спасатель."
Источник: Юрий Апальков, «Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера»

"Рассмотрим стратегию применения экранопланов. Для закрытого или полузакрытого театра военных действий — моря — они выступают конкурентами малых ракетных кораблей и ракетных катеров (МРК/РКА). По сравнению с ними экранопланы обладают сопоставимой дальностью (зависит от размеров как экраноплана, так и кораблей), намного большей скоростью, но намного меньшей защищенностью от средств воздушного нападения (на них нет средств самообороны, сопоставимых с корабельными средствами ПВО; по сравнению с ними пушечные установки не обладают большой боевой ценностью), т.е. в целом обладают сопоставимой боевой эффективностью. Можно представить различные ситуации, в которых лучше использовать или экранопланы, или МРК/РКА. Вывод — неплохо иметь на вооружении и то, и другое.
Теперь перейдем к открытым театрам — океанам. Там расстояния и волнение по сравнению с морями намного больше, следовательно, ракетные корабли малого водоизмещения там не действуют, на подобные условия они просто не рассчитаны. Если сделать большие экранопланы, которые способны действовать при больших волнах, они выступят конкурентами самолетов морской ракетоносной авиации (МРА) и дальней авиации (ДА), резервными целями для которых являются авианосные группы и отряды боевых кораблей. Но современные самолеты МРА, такие как Ту-22М различных модификаций, тоже летают очень далеко, но при этом намного, в 2-3 раза, быстрее. По вооружению они в принципе сопоставимы, хотя один экраноплан несет несколько большую боевую нагрузку. У экранопланов одно достоинство — они экономичнее, но для боевой системы определяющим параметром является боевая эффективность, а она у самолетов МРА все же выше, так как у них меньше время реакции системы. Возможно, экранопланы можно посадить на носители, чтобы они оказались ближе к месту событий, но — насколько большой носитель понадобится для настолько больших экранопланов?
Переходим к вопросу корабля — носителя экранопланов. Тут экранопланы являются конкурентами палубной авиации. По сравнению с экранопланами самолеты палубной авиации обладают большей скоростью, но меньшей боевой нагрузкой. С другой стороны, они меньше (помним о том, что мы должны сделать такие экранопланы, которые могут летать при достаточно больших волнах), и один корабль может нести значительно больше самолетов по сравнению с океанскими экранопланами. Следовательно, 2-3, пусть 4, самолета доставят к цели нагрузку экраноплана (Су-33 — 1, Су-27КУБ — 2, Су-34, для которого вполне возможна разработка палубного варианта, — 2-3 «Москита», «Лунь» — 6), а потом быстрее вернутся и доставят еще столько же. Более тяжелые ракеты все же дешевле и проще везти на кораблях, т.к. для них нужен совсем тяжелый и дорогой экраноплан, соответственно, совсем большой и дорогой носитель. Получаем, что для океанской зоны строить экранопланы и их носители экономически невыгодно — при сопоставимой стоимости они будут уступать по боевой эффективности другим боевым системам (МРА и палубной авиации), при сопоставимой боевой эффективности они будут резко превышать другие системы по стоимости.
В качестве общего вывода можно сказать следующее: не стоит как переоценивать экранопланы, так и недооценивать их. Это не «вундерваффе», но и не пустышка. Экранопланы обладают своей областью применения, в которой способны достичь большой эффективности. Следует помнить, что наибольшей боевой устойчивостью, а значит, и возможностями по выполнению поставленной задачи в самых неблагоприятных условиях обладает группировка РАЗНОРОДНЫХ сил. А экранопланы в одиночку воевать не будут — современный флот представляет собой СИСТЕМУ, в которой даже самый крупный боевой корабль — всего лишь ее элемент."
Источник: Ефименко Ярослав, Андрей Скулин, «Экранопланы» («Наука и техника» №7/2009)