Avro Lancaster под мостом Харбор-Бридж в Сиднее


22 октября 1943 года флайт-лейтенант Питер Айзексон самовольно пролетел под мостом Харбор-Бридж в Сиднее, чтобы собрать средства для военного займа

22 октября 1943 года флайт-лейтенант Питер Айзексон самовольно пролетел под мостом Харбор-Бридж в Сиднее, чтобы собрать средства для военного займа

Осень 1943 года.
Правительство Австралии к метрополии: Денег нет. Надо собрать. Пришлите живых героев войны. Лучше на бомбардировщике. А мы его возьмём за эталон и может наладим выпуск таких же у себя. Вот посмотрите, фирменный серый окрас уже придумали. Заодно проверим – а готовы ли соколы мясника Харриса к войне с Японией?
Дональд Беннетт, командир Pathfinder Force: Есть тут у меня в «Следопытах» экипаж австралийских отморозков. Пусть сделают ещё три вылета к фрицам и свободны.
Командир экипажа: Новенький самолёт, второго пилота не дали, автопилот не работает. Зато 72 часа в воздухе и вернёмся к кенгуру с коалами. Погнали, парни!
Обитатели пятого континента: Это что за уроды? С начала войны отсиживаются в какой-то Европе, пока нормальные пацаны на Тихом океане кровь мешками проливают! Выдать им белые перья, как уклонистам от службы.
Командир экипажа: Ну я покажу вам, как надо Родину любить!
Экипаж: Что? Куда? … !!!
Четыре мотора Rolls-Royce Merlin (хором): Ррррррррррррр!
Бомбардировщик Lancaster A66–1 (ED 930): Фьють! Ой, то есть вжжжжжиииик!
Жители Сиднея: Охренеть!
Скидываются на военный займ.
Местные газеты: Мы знаем правду! Он из-за денег это сделал!
Правительство Австралии: А, вот, пожалте, кто желает прокатиться за 100 фунтов стерлингов на бомбардировщике с перекрашенными номерами?

Флайт-лейтенант Питер Айзексон, награждённый Крестом за выдающиеся летные качества, Крестом ВВС и медалью за выдающиеся заслуги в полёте.

Итак, 22 октября 1943 года. Четырёхмоторный бомбардировщик пролетает под мостом Харбор-Бридж в Сиднее. Поверхность проезжей части в 49 метров над уровнем воды залива. Высота бомбардировщика – почти шесть метров, размах крыла – чуть больше 31 метра. Фотоснимок – единственное, хотя и нечёткое свидетельство воздушного хулиганства.
За штурвалом — флайт-лейтенант Питер Айзексон. Австралиец пришёл в имперские ВВС в 1940 году. Парень просто не умел плавать и не хотел быть пехотинцем, а потому выбрал авиацию. Впрочем, на курсе начальной военной подготовки сержант точно заметил: «Айзексон, ты плохо выглядишь, а маршируешь - еще хуже».

С весны 1942 года Питер воюет в составе 460-й эскадрильи RAAF на Веллингтонах, Галифаксах, Ланкастерах. Эскадрилья была многонациональной, но большая часть личного состава — австралийцы. Интересно, что Айзексону нравились машины довоенного выпуска — двухмоторные бомбардировщики с полотняной обшивкой. Если в самолет попадали, то осколки и пули пролетали сквозь ткань, а силовой набор обеспечивал необычайную живучесть.

Айзексон выполнил 22 миссии, когда 460-я эскадрилья перешла на «Галифаксы», но не сделала на них ни одного боевого вылета, вскоре сменив машины на «Ланкастеры». В ноябре 1942 года он был награжден первой из своих наград медалью «За выдающиеся полеты».
Однажды, в небе над Берлином в Ланкастер австралийца прилетела бомба, сброшенная с летящего выше бомбардировщика. Вошла в верхнюю башню «и это, конечно, вызвало большой сквозняк». В послевоенном интервью пилот скупо вспоминал, как они втроём с трудом удержали самолёт в воздухе. Таковы были особенности участия в рейдах 1000 бомбардировщиков: не попасть под английские бомбы и убраться живым с места бомбёжки.

4 июня 1943 года. «Q for Queenie» VI прибыл на авиабазу Эмберли. Первый Ланкастер на австралийской земле.

4 июня 1943 года. «Q for Queenie» VI прибыл на авиабазу Эмберли. Первый Ланкастер на австралийской земле. Источник: "Herald and Weekly Times"

Январь 1943 года: Айзексон и его экипаж, почти завершив в 460-й эскадрилье операционный тур из 30 миссий, добровольно вступают в подразделение «Следопытов». Pathfinder Force сформировали потому, что ни британское правительство, ни министерство авиации не были удовлетворены результатами бомбардировок. Они решили сформировать группу опытных экипажей, которые получат радиолокационную систему H2S, будут дополнительно обучены, чтобы добраться до места, идентифицировать цель, обозначить её специальными маркерами и привести основные силы к цели. Командиром назначили бывшего пилота Imperial Airways австралийца по имени Дональд Беннетт, который был сбит незадолго до этого над Норвегией, сбежал и вернулся в Англию.

Вот в это подразделение и перешёл Питер Айзексон. Публикация в London Gazette об одном из эпизодов его боевой деятельности в марте 1943 года, гласила: «После атаки, когда он все еще находился в районе цели, самолёт был поражен зенитным огнем. Рама верхней башни была перекручена, плексиглас и капоты двух двигателей сорваны, органы управления элеронами повреждены, и самолет опустился на высоту 4000 футов. На обратном пути бомбардировщик сбился с маршрута и продержался в конусе прожекторов в течение 15 минут; за это время произошла дальнейшая потеря высоты до 900 футов. Перед лицом этой опасной ситуации пилот-офицер Айзексон, проявив хладнокровие, решительность и искусное пилотирование, сумел привести свой самолет обратно на базу.»
Завершив с Pathfinder Force операционный цикл в 45 вылетов, австралиец получил новое задание. Потребовалось отработать маршрут перелёта британских стратегических бомбардировщиков для участия в войне с Японией. Путь из Великобритании до Австралии требовалось пройти с востока на запад вместо обычного маршрута с запада на восток. Трудность составляли господствующие ветра, дувшие с запада на восток, поэтому все рекордные полеты из Англии в Австралию проходили именно так. Поэтому прежде чем планировать операцию, следовало убедиться, что это вообще возможно. Заодно следовало оценить точки промежуточные точки посадки Ланкастеров, условия дозаправки, обслуживания и т.д.

Бракосочетание Питер Айзексона и Энн Макинтайр

Бракосочетание Питер Айзексона и Энн Макинтайр, 21 декабря 1950 года. Источник: "Herald and Weekly Times"

22 мая 1943 года новёхонький Lancaster с номером ED 930, вылетел из Шотландии в Торонто. От серийной машины бомбардировщик отличался дополнительным топливным баком, укрывшимся за бомболюком, тропическим исполнением двигателей и попыткой улучшить аэродинамику путём демонтажа двух башен с оборонительным вооружением. В ходе перелёта через Атлантику самолёт лишился антенны. Затем Айзексон направил свой Lancaster в Сан-Франциско, а оттуда на Гавайи. В шторме над Тихим океаном они потеряли вторую антенну. «Довольно мало общения, это стало небольшой проблемой». Затем атолл Пальмира, остров Кантон и наконец, 4 июня 1943 года база Эмберли, к юго-западу от Брисбена.
В общем, заслуженный лётчик, награждённый Крестом за выдающиеся летные качества, Крестом ВВС и медалью за выдающиеся заслуги в полёте, был несколько удивлён прохладным приёмом на родной земле.
Позже Айзексон вспоминал о последствиях рискованного пролёта под мостом: «Мне угрожали военным трибуналом. Две власти хотели судить меня: Восточный район, в котором было совершено преступление, и Южное командование, к которому я тогда был прикреплен. Позже мне сказали, что между чиновниками каждой из этих команд был великий бой за то, кто будет судить. Видимо не смогли договориться, чей должен быть прокурор».
Агитационный тур в поддержку военных займов проходил успешно – сборы превысили 5 000 000 фунтов стерлингов. Газета "Canberra Times" писала, что "Обращаюсь за подпиской на кредит, флайт-лейтенант Айзексон, командир бомбардировщика "Ланкастер", который сейчас находится в Австралии, сказал сегодня на митинге займов на Мартин-Плейс, что людям в Новой Гвинее нужно оружие, Королевскому Военно-морскому флоту нужны самолеты и аэродромы, а военно-морскому флоту нужны корабли, которые будут сделаны из подписанных денег. Он добавил, что война будет выиграна в такой же степени в кармане гражданского населения, как и в любом другом месте."
4-й тур по кредиту Победы в Тасмании, Виктории и Новом Южном Уэльсе закончился, когда внезапная смена ветра привела к аварийной посадке Ланкастера «Q for Queenie» VI в Эванс-Хед на севере Нового Южного Уэльса.

Интересно, что Питер всегда летал на самолётах с литерой "Q" - Куини, считая это частью своей удачи. Его родители жили на Куинс-роуд, Мельбурн. Перед войной он работал в офисе на Куинс-стрит в Мельбурне. Маму штурмана Боба Нейлсена, звали Куини. В итоге в Австралию он прибыл на Queenie VI. В ответ на вопрос: «Что случилось с остальными пятью?» лётчик отшучивался: «Их выбили из-под меня».

Экипаж Айзексона в ходе агитационного тура в поддержку военного займа. Скорее всего осень 1943 года.

Экипаж Айзексона в ходе агитационного тура в поддержку военного займа. Скорее всего осень 1943 года. Фотография со стенда "Q" for Queenie в Квинслендском музее авиации в Калаундре.

После войны «Q for Queenie» VI хранился в Токумвале, а в июне 1949 года бомбардировщик разукомплектовали. Раскуроченный Ланкастер отбуксировали в школу вооружения в Данстоне, где использовали для целей обучения личного состава. Позже его разобрали на базе RAAF Wagga.
Проработав авиационным корреспондентом The Argus в Мельбурне, Айзексон в 1947 году основал свою первую газету «Advertiser», в том же году он основал Peter Isaacson Publications. Деловые качества Айзексона позволили его предприятию вырасти из одной крошечной пригородной газеты в многонациональную издательскую группу.
21 декабря 1950 года Питер женился на Энн Макинтайр. Пара, знавшая друг друга с подросткового возраста, отложила свадьбу на период пятилетней борьбы невесты с полиомиелитом. В конце концов, Айзексон понёс её под венец на руках. В браке родились два сына.
10 июня 1991 года, бывший пилот бомбардировщика стал членом Ордена Австралии «за заслуги перед печатными СМИ и обществом». Умер ветеран и медиамагнат 7 апреля 2017 года в Мельбурне в возрасте 96 лет; Энн умерла годом ранее.

Экипаж Айзексона много лет спустя. Фотография со стенда «Q for Queenie» в Квинслендском музее авиации в Калаундре

Экипаж Айзексона много лет спустя. Фотография со стенда "Q" for Queenie в Квинслендском музее авиации в Калаундре.