Севастополь. 35-ая ББ. Помещения блока башни №1.



Башня №1

На орудиях этой башни, совершенно износившихся к зиме 1941 года была проверена технология замены стволов, разработанная в осажденном городе старшим мастером артиллерийского ремонтного завода №1127 (ВЧ-87353) Прокудой С.И. и начальником цеха военинженером 3 ранга Фроловым. Ремонт был произведен быстро и скрытно буквально под носом противника в период с 5 декабря 1941 по 20 января 1942 года.
После окончания работ башня №1 участвовала в боях до 23 июня 1942 года, когда пикирующие бомбардировщики добились двух близких разрывов бомб весом в 1000 кг рядом с блоком. Ствол правого орудия получил повреждения и при попытке открыть огонь оба орудия вышли из строя. Башня №1 была окончательно разрушена во время подрыва её личным составом в ночь на 2 июля 1942 года.

В ночь на 02 июля 1942 два последовательных взрыва глубинных бомб и взрывчатки разрушили башенные установки и почти на метр приподняли массив перекрытия блока.


Трещины в бетоне массива. На заднем плане - заборы особнячков.


Куски бетона по поверхности, поднятое и расколотое взрывом бетонное перекрытие


Вид от башни №1 в сторону левого КП и на блок башни №2


Место спуска в башню №1. Один из способов проникнуть в её помещения.


Опорное кольцо. Виден вход правой кладовки башни №1.


Сквозь трещины в бетоне виден один из зарядных погребов. Швеллера противооткольной рубашки.


Между выходами системы подачи зарядов - полузаваленный вход в помещения башни №1.


Правая кладовка башни №1



Правая кладовка башни №1 и вид на вход в помещение.


Вид изнутри на подбашенное пространство


Правый погреб зарядов башни №1.



Правый погреб хранения зарядов башни №1. Рассчетная емкость - 402 полузаряда.

Интересный момент:
Систем затопления погребов на случай пожара не существовало. В снарядных погребах были установлены обычные пожарные краны с рукавами (по 2 штуки на погреб). В зарядных - такие же краны, плюс дренчерная система орошения с подачей воды от гидропневматической установки [информация Дмитрий Стогний].

Зарядные (пороховые) погреба 35-й ББ были оборудованы автоматически действующей (при повышении температуры выше +70С) системой орошения. Запас воды для данной системы располагался в емкостях, которые находились: в блоке 1-й башни на нижнем этаже (там же, где вентиляторы), в блоке 2-й башни - под потолком главного коридора. Давление в системе поддерживалось сжатым воздухом. Так же имелась общебатарейная водяная пожарная система (вода бралась из каптажа под колодцем спуска в потерну правого КП или из запасного наружного резервуара).
[информация от Sevdig, сайт "Подземный Севастополь"].

Необходимость подобных мер была вызвана происшествиями, которые несмотря на все предосторожности случались с линкорами во многих странах. Вот описание случаем с двумя отечественными: на ЛК "Севастополь" и на ЛК "Марат":

В Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ) сохранилось дело "О самовозгорании посоха на линейном корабле Севастополь (ф. 479, оп. 3, д. 913). 17 октября корабль вышел из Алексеевского дока в Кронштадте и при помощи портовых буксиров переходил к стенке. Из-за аврала, связанного с буксировкой и постановкой линкора на якорь, большая часть людей, занятых перегрузкой полузарядов в первой башне, была вызвана на бак и в погребах осталось только 5 "нижних чинов", продолжавших перегрузку полузарядов пороха "из верхнего зарядного погреба в нижний". Двое моряков спускали футляры, а трое - принимали их внизу. При спуске одного из последних полузарядов футляр ударился о комингс люка в снарядном погребе, выскочил из петли и рухнул вниз.
По версии командира корабля капитана 1 ранга Л.Л. Иванова 8-го от удара о люк произошло самовозгорание пороховых "трубок" в местах их трения. Горение "носило бурный характер, напоминавший взрыв": часть пороха выкинуло на палубу верхнего яруса погреба, а футляр "наподобие ракеты с громадной силой ударился о палубу нижнего погреба" и обдал пламенем оба яруса.
Пожар, начавшийся в верхнем ярусе погреба, потушил спустившийся в подбашенное отделение старший офицер корабля капитан 2 ранга В.К. Леонтьев. С помощью огнетушителя он прекратил горение выброшенного пороха и тросовых концов. Так как из-за дыма проникнуть в нижний погреб не удавалось, то с разрешения командира корабля включили затопление погреба. Когда уровень воды в нем достиг 0,9 - 1,2 м, горение и дым прекратились. Во время откачки воды одному из офицеров с матросами удалось спуститься вниз и вывести из запасного погреба двух комендоров, участников перегрузки полуразрядов. В момент падения футляра они умудрились сквозь пламя пробраться сюда и задраить дверь.
Третий моряк в этот момент упал... Его обгоревшее тело нашли у входа в нижний погреб. Поблизости нашли и футляр от сгоревшего полузаряда. Краска вокруг и находившиеся на ближайшем стеллаже полузаряды были обожжены, причем последние настолько, "что у некоторых крышек (футляров - В.А.) даже выплавились пробки с пробными винтами... ", однако воспламенения пороха в этих "пеналах" не произошло. Оставшиеся целыми термографы показали в 9-30 утра подъем температуры в снарядном погребе с 10° на 34° и в верхнем зарядном - с 10° на 25°.
Артиллерийский унтер-офицер и комендор, бывшие во время перегрузки наверху, получили серьезные ожоги лица и рук. Спрятавшиеся в запасном погребе от огня пострадали меньше, но отравились газами. Один из них на следующий день скончался в госпитале от отравления. Командир Севастополя в рапорте об аварии отметил, что ранее уже имелся случай самовозгорания бездымного пороха при сходных обстоятельствах и сослался на свидетельство С.П. Вуколова "заведующего химической лабораторией Морведа": в Кронштадте во время разгрузки вагона с зарядами один из них упал с платформы на железнодорожное полотно и воспламенился "сгорел весь вагон".
Источник: Андриенко В.Г. "Тайны Императрицы Марии" Санкт-Петебург - "Цитадель" 1998 год, № 2(7)

7 августа 1933 года в ходе выполнения учебных артиллерийских стрельб главным калибром личный состав, находившийся на боевых постах фок-мачты, услышал характерный звук горящего пороха и увидел пламя, выбивающееся из прицельных амбразур второй башни. Немедленно последовала команда на затопление погребов башни, что предотвратило взрыв боезапаса, но в результате этого погибло 68 человек. Причиной пожара явилось преждевременное открытие орудийного замка после затяжного выстрела. 15 октября башню после ремонта снова ввели в строй.
Источник: Васильев, "Линейные корабли типа 'Марат'", Мидель-шпангоут №07.


Правый снарядный погреб башни №1.



Взорванный правый снарядный погреб башни №1. Подо мной завал из кусков бетона, под ним - снаряды. Рассчетная емкость погреба - 201 снаряд.


Практические ядра сталистого чугуна калибра 305мм - главная достопримечательность руин.


Левый снарядный погреб башни №1.



Вид выше завала - левый снарядный погреб башни №1 и его торец с непонятной кладкой в толще стены. Возможно кладка выполнена во время модернизации первоначального проекта батареи.


Помещение непонятного назначения.



Помещение - в районе снарядов и на заднем плане в углу видна отчетливо дверь.


Помещение №26. Кубрик командиров и командирский гальюн.


Сложно представить чтобы гальюн (правая часть каземата), кубрик (левая часть каземата) и коридор для прохода личного состава не были разделены. Перегородки толщиной 30 сантиметров были выполнены при достройке батареи, но при взрыве ночью 2 июля 1942 года их разбило на мелкие куски. Этим же взрывом перекрытие над подвалом в левой части было провалено вниз, а в правой уцелело, сильно прогнувшись.

Проход в каземат-тамбур и к потернам сообщения блоков башен .


Проход из двух дверей, разделенных колоной, из кубрика в помещение №27, к пролому наружу.


Проломы в полу кубрика и бетонно-стальное месиво в его подвале. В подвале, заваленном сейчас обломками бетона и ломаным железом, стояли паровой калорифер (термотанк или говоря в современных терминах - кондиционер) и вентиляторы башни №1.


Снова разрушенный пол и то что под ним.


На левом снимке виден разбитый и провисший фрагмент бетонной выгородки.


Помещение №27.



Помещение 27. Левая и правая части.


Пролом внутри и снаружи


Смотрим в помещении 27 на ту бетонную опору, которая держит перекрытие и на пол, перед ней.


Выходы из №27. Дальше можно попасть в потерну и к обрыву берега или в кубрик нач.состава (№26).
Небольшое отступление по выходам к морю. Всего батарея их имела два. Все они оформлены в виде коленчатых сквозников (буква П или трапеция в плане), поэтому дырок в обрыве больше. Один выход сделан из потерны, соединяющей блок 2-й башни с левым командным постом (это тот, у которого срезана часть боевой рубки), второй - из блока 1-й башни. Назначение у обоих выходов - чисто технологическое. Через выход из потерны шли выпускные трубы канализации блока 2-й башни и водосброс из силовой станции. Этот выход был построен в середине 1920-х гг.
Что касается выхода из блока 1-й башни, то он был построен в середине 1930-х, при модернизации батареи. Он был предназначан для забора воздуха в систему вентиляции блока, а также размещения фильтров системы коллективной противохимической защиты. Те, кто туда лазил, наверное помнят обилие торчащих из стен и пола маховиков вентиляционных клапанов. Выход этот также имеет коленчатый сквозник, но в плане не прямоугольный, а близкий к трапеции.
Посредине этого сквозника проходила технологическая штольня (просматривается со стороны берега), через которую сбрасывали под обрыв породу при проходке выхода. Потом через нее вывели выпускную трубу канализации [информация Дмитрий Стогний].


Каземат-тамбур


По "царскому" проекту блок 1-й башни имел в своей тыльной части вход в виде коленчатого сквозника. При достройке батареи в 1920-е гг. его ликвидировали, устроив два небольших каземата-пристройки (с тонкими наружными стенами). Левый каземат использовался в качестве жилого, а в правом находилась батарейная радиорубка. В 1980-х гг на ее стенах еще висел щит умформера и торчали изоляторы антенных фидеров. Одна из стен радиорубки (нижняя на плане) действительно выполнена двойной и из междустенного пространства на поверхность выходят две шахты диаметром около полуметра. Возможно, что именно через них выводились наверх вышеупомянутые антенные фидеры. Кстати, в толстых стенах каземата-тамбура имеются замурованные стрелковые бойницы и горизонтальный прямоугольный проем вероятно для загрузки снарядов [информация Дмитрий Стогний].

Каземат-тамбур, на заднем плане вход в потерну сообщения с блоком башни №2. Выход в кубрик (№26). На левом снимке в нижнем углу виден мобильный телефон, фонарик которого использовался для подсветки и облегчения условий работы автофокуса фотоаппарата.


Левая и правая части каземат-тамбура. Соответственно: жилое помещение и радиостанция (точнее радиорубка с тремя радиостанциями: КВ "Бухта", ДВ "Бриз" и УКВ "Рейд").


Треугольное отверстие в углу жилого помещения ведет в подпольный вентиляционный канал. На стене надпись: "Окурков и мусор в трубу не бросать".


Потерна



Проем двери на входе в потерну и скобы под кабельное хозяйство на стенах потерны.


Пол в поттерне и небольшое углубление непонятного назначения.


Остатки железа на стенах... и на полу.


Место где сходились левый и правый ходы сообщения. Слева от развилки - завал той потерны, что выходит в главный коридор в районе медблока - завалена взрывом в районе правого погреба полузарядов башни №2.


Потерна, уходящая под левый погреб хранения полузарядов башни №2 относительно цела. Изгиб потерны, над головой - левый погреб полузарядов башни №2.


Идем дальше и доходим до завала в районе левого снарядного погреба башни №2.


Из завала сквозь трещины в бетоне видно небо. Идем по потерне от завала.


Полости в стенах. Выход из потерны. В верхней части, над дверью - отверстие в бетоне под коммуникации.


При работе над материалом были использованы следующие источники:


Сайт "Подземный Севастополь"
Информационный ресурс с произведениями Александра Неменко, aka Odissey
Сайт БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ СЕВАСТОПОЛЯ
Форумы Русского Фортификационного сайта
Форумы сайта Севастополь.ws
Справочник "Морская артиллерия отечественного ВМФ", коллектив авторов под руководством Васильева.
Амирханов, Титушкин - "Главный калибр линкоров"
Цветков - "Линейные корабли типа "Севастополь"
Васильев - "Линейные корабли типа 'Марат"
Андриенко - "Тайны Императрицы Марии". Санкт-Петебург - "Цитадель" 1998 год, № 2(7)
Скворцов - "Линейные корабли типа "Севастополь". Мидель-шпангоут №1(6)2003.
Моргунов - "Героическая оборона Севастополя"
Ванеев - "Севастополь, 1941-1942: Хроника героической обороны"
Виноградов - "Императрица Мария - возвращение из глубины"
Кузнецов - "Курсом к победе"


Навигация:
Вернуться к статье "Возвращение на 35-ую береговую батарею. 2007 год".
Вернуться к оглавлению раздела "Отдых и путешествия"
На главную страницу

Создано 1/03/2008
Обновлено 10/07/2009