Музей Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина

Месторасположение: Московская область, Звёздный городок, Дом Космонавтов
Официальный сайт: Музей Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина.

Руководитель отбора и подготовки первых советских космонавтов Н.П. Каманин

Николай Петрович Каманин - личность легендарная. Можно долго рассказывать о жизненном пути одного из первых Героев Советского Союза, лётчика-штурмовика, участника Парада Победы 1945 года. В контексте места хранения его наград, нам важна роль Николая Петровича в становление отечественной космонавтики. Точную и краткую оценку его вклада в дела космические дал один из самых опытных космонавтов, Владимир Александрович Джанибеков:
"Когда в 1957 году первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и корабль-спутник с человеком на борту. Организацию обучения, воспитания и подготовки будущих летчиков-космонавтов командование ВВС поручило Николаю Петровичу Каманину. Он энергично взялся за это совершенно новое дело, напряженная интересная работа полностью захватила его. Им было положено начало формированию коллектива Центра подготовки космонавтов, а чуть позже — и строительству Звездного городка. Обладая способностью смотреть далеко в будущее, Каманин формировал структуру Центра и отряда космонавтов с учетом перспектив их развития на многие годы вперед. Своими занятиями и богатым жизненным опытом он щедро делился с молодыми летчиками, все помыслы которых были устремлены к одной заветной цели — полетам в космос. Проявляя по отношению к ним высочайшую требовательность, а кое-кого и наказывая за дисциплинарные проступки, он никогда не терял чувства справедливости."
С наиболее интересными цитатами из опубликованной в 1995-1997 годах рукописи «Космические дневники генерала Каманина» можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Боевые награды командира 5-го штурмового авиакорпуса генерал-лейтенанта Николая Петровича Каманина, в том числе медаль «Золотая Звезда» за №2 за спасение челюскинцев. В 1960 - 1972 годах Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Вращающееся кресло для проведения вестибулярных тренировок

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Серийный номер вращающегося кресла

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Пульт управления тренировочным креслом для проведения тренировок с применением оптокинетического барабана

Вестибулярные тренировки

Теперь немного о примечательном вращающемся кресле. Это одно из устройств для подготовки человека к переходу от земной гравитации к условиям невесомости. Кстати, состояние невесомости на околоземной орбите возникает не из-за «отсутствия гравитации», а за счёт движения по круговой орбите с первой космической скоростью, то есть космонавты как бы постоянно «падают вперед» со скоростью 7,9 км/с. В любом случае, при выходе корабля на орбиту, у большинства космонавтов проявляется синдром космической адаптации. Примерно 50% космонавтов в первые дни полёта испытывают дискомфорт средней степени (тошнота, головная боль, дезориентация). Приблизительно у 10% наблюдается более тяжелая реакция (рвота, другие симптомы, совершенно лишающие человека возможности нормально работать в течение периода привыкания).
Адаптация человеческого организма к нестандартным условиям занимает от трёх до шести дней. Одним из способов сократить и облегчить этот период являются разнообразные методы тренировки вестибулярного апппарата. Ниже приведена общирная цитата из монографии «История отечественной космической медицины», которая раскрывает тему вестибулярных тренировок.
"Начиная с 1963 г. в ЦПК с целью подготовки организма к факторам космического полета в период подготовки к полету космонавтам проводятся пассивные вестибулярные тренировки по адаптации человека к ускорениям Кориолиса. За это время были разработаны соответствующие методики по отбору и подготовке, определены сроки их проведения, а также разработана специальная программа по подготовке к невесомости при полетах по параболе Кеплера.
По мере накопления опыта космических полетов, совершенствования медико-биологической подготовки космонавтов, совершенствовалась и вестибулярная подготовка.

Первый этап, включающий период с 1962 по 1970 гг., заключался в том, что вестибулярные тренировки проводились всем космонавтам, находящимся в отряде ежедневно, двумя циклами с интервалом между ними в 6 месяцев. Каждый цикл включал до 30 тренировок в течение двух месяцев. Общее количество тренировок в году достигало до 50—60 независимо от времени старта. Вестибулярные тренировки проводились на стендах, разработанных специалистами ИАиКМ: вращающееся кресло, четырехштанговые качели К.Л. Хилова, оптокинетический барабан, стенд для балансирования на неустойчивой пробе.
...
В этот период делались первые шаги по использованию летающей лаборатории для подготовки организма космонавтов к факторам космического полета (ФКП) (Степанцов В.И., Колосов И.А., Чекирда И.Ф. и др.).

Второй этап — период с 1971 по 1980 гг. — характеризуется изменением самой концепции тренировок, которая заключалась в том, что тренировки стали проводиться одним циклом членам экипажа только на заключительном этапе подготовки вплоть до старта. Необходимость такого подхода объясняется отсутствием целесообразности проведения тренировок задолго до старта, так как время после окончания цикла тренировок до космического полета нередко значительно превышало время сохранения положительного эффекта тренировок. В результате достигнутый хороший уровень вестибулярной устойчивости после цикла тренировок практически приходил к исходному уровню перед стартом. Было установлено время сохранения положительного эффекта тренировки от 0,5 до 2 месяцев (Алексеев В.И., 1984).
Таким образом, изменив методологию проведения вестибулярных тренировок, удалось сократить в 4 раза сам цикл тренировок (в среднем 15 тренировок вместо 60), повысить их эффективность и значительно снизить число случаев развития космической болезни движения (КБД) у членов экипажей. Весомый вклад в это внесли специалисты НИ ЦПК Тарасов И.К., Алексеев В.Н., Солодовник Ф.А. и др.
Однако использование традиционных методов вестибулярной подготовки космонавтов не всегда позволяло повышать вестибулярную устойчивость до высокого уровня, особенно улиц с пониженной ее исходной устойчивостью. Для этой цели на базе ЦПК им. Ю.А. Гагарина в этот период осуществляется поиск новых эффективных средств подготовки космонавтов к ФКП с использованием специфических и неспецифических средств. В качестве последнего использовался адаптоген-экстракт элеутерококка (НИР «Корунд», 1971). Впервые на базе ЦПК сотрудниками Алексеевым В.Н., Бабуриным Е.Ф., Тарасовым И.К. разработана методика использования адаптогена-элеутерококка и апробирована в 1975 г. членами экипажа «Союз-18». Получены положительные результаты. По методике с использованием адаптогена-элеутерококка прошли подготовку более 30 членов экипажей.

Третий период — с 1981 г. по настоящее время — характеризуется дальнейшим совершенствованием методов вестибулярной подготовки космонавтов, заключающимся в использовании наземных технических средств и летающей лаборатории на фоне приема адаптогена с обязательным их выполнением на заключительном этапе подготовки, включая предстартовый период
."
Ушаков И.Б., Бедненко В.С., Лапаев Э.В., «История отечественной космической медицины»

Командир первого отряда космонавтов Ю.А. Гагарин

Полётный костюм Ю.А. Гагарина, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Полётный костюм Ю.А. Гагарина. С местонахождением скафандра СК-1, в котором он совершил космический полёт есть неясность: либо в лагере «Артек», либо в музее НПП «Звезда».

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Прыжковые ботинки Ю.А. Гагарина

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Скафандр СК-1 ("Спасательный Костюм — 1") Германа Степановича Титова, второго человека в космосе

Дело о рекордах космического полёта Г.С. Титова, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Дело о рекордах космического полёта Г.С. Титова

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Поисковая радиостанция из комплекта НАЗ корабля «Восток-2» пилотируемого Г.С. Титовым

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Планшет Андрияна Николаев, побывавший в космосе на борту корабля «Восток-3»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Китель и награды Юрия Алексеевича Гагарина

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Знак «Лётчик-космонавт СССР»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Найденный на месте гибели Ю. Гагарина и В. Серёгина бумажник с водительскими правами и фотографией С.П. Королёва

Бортовой журнал Ю.А. Гагарина, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Бортовой журнал Ю.А. Гагарина

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Кабинет Юрия Алексеевича Гагарина

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Панорама Смоленска напротив рабочего стола Юрия Алексеевича Гагарина

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

В кабинете необычная урна из отходов штамповочного производства

"Гагаринская шестёрка" — полёты по программе «Восток»

Летом 1960 года была выделена группа космонавтов для подготовки к первому полёту. О подготовке "гагаринской шестёрки" вспоминает заслуженный испытатель космической техники Леонид Китаев-Смык : "Основные тренировки проходили тогда в одном из филиалов ЛИИ, в лаборатории №47, где находилась модель космического корабля «Восток-3А». В качестве врача я наблюдал за тренировками космонавтов, следил за их самочувствием. Там же я познакомился со знаменитым летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Марком Галлаем, который руководил тренировками космонавтов. Когда кто-то из них занимал свое место в «шарике» корабля, Галлай говорил: «Поехали!», – и начиналось воспроизведение штатных и нештатных ситуаций полета. Команда «Поехали!» звучала на каждой тренировке, к ней привыкли. А Марк Лазаревич рассказывал потом, что команду эту еще до войны давал на тренировках один из летчиков-инструкторов ленинградского аэроклуба, где учился летать Галлай."

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

После первой встрече с С.П.Королёвым - Валерий Быковский и его товарищи по первому набору в отряд космонавтов, получили копии вымпела, доставленного автоматической станцией «Луна-2» на естественный спутник Земли в сентябре 1959 года.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Валерий Фёдорович Быковский - трижды летал в космос. По слухам, единственный обладатель невероятного вестибулярного аппарата. Быковский вставал с вращающегося кресла, на котором многих тошнило, и спокойно уходил после тренировки.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Бортовой журнал - выставлен среди экспонатов посвящённых полёту В. Терешковой

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Первый групповой полёт двух кораблей: «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Николаевым «Восток-3» — цели

18 января 1961 года Н.П. Каманин оставил в своём дневнике следующую запись:
"Сегодня комиссия в том же составе продолжила свою работу, но уже в ЦПК. Каждый слушатель вынимал экзаменационный билет и после 20-минутной подготовки отвечал на три вопроса, записанные в билете. Сумма всех вопросов в билетах полностью охватывала объем пройденного за 9 месяцев курса обучения. После ответов на вопросы билета каждому слушателю задавалось еще 3–5 дополнительных вопросов.
Все слушатели показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики, медицинские книжки и оценки слушателей по учебным дисциплинам, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: «Экзаменуемые подготовлены для полета на космическом корабле «Восток-3А», комиссия рекомендует следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.» После окончания экзаменов в присутствии членов комиссии я объявил результаты экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учебе и в космических полетах.
В эти дни у меня часто возникали вопросы: «Кто из этой шестерки войдет в историю, как первый человек, совершивший космический полет? Кто первым из них, возможно, поплатится жизнью за эту дерзкую попытку?» На эти вопросы пока нет ответов, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ролью космонавта. В марте-апреле 1961 года состоится первый полет человека в космос. Есть полная уверенность, что корабль выйдет на орбиту, но нет еще гарантии безопасной посадки. Из четырех космических кораблей, летавших в 1960 году (в 1960 году запускалось 4 корабля «Восток-1» и 1 простейший корабль «Восток-1П» — Ред.), вышли на орбиту 3 корабля, отлично приземлился один корабль и еще один приземлился аварийно, но собаки остались живы. До полета человека будет еще два запуска кораблей с манекенами, будем надеяться, что они оба приземлятся отлично
."

Оптический ориентатор «Взор»

"Для ориентации корабля в случае ручного управления космонавт использует оптический ориентатор, позволяющий определить положение корабля по отношению к Земле. Оптический ориентатор установлен на одном из иллюминаторов кабины пилота. Он состоит из двух кольцевых зеркал-отражателей, светофильтра и стекла с сеткой. Лучи, идущие от линии горизонта, попадают на первый отражатель и далее через стекла иллюминатора проходят на второй отражатель, который направляет их через стекло с сеткой в глаз космонавта. При правильной ориентации корабля относительно вертикали космонавт видит в поле зрения изображение горизонта в виде кольца.
Через центральную часть иллюминатора космонавт просматривает находящийся под ним участок земной поверхности. Положение продольной оси корабля относительно направления полета определяется наблюдением "бега" земной поверхности в поле зрения ориентатора.
Воздействуя на органы управления, космонавт может развернуть корабль таким образом, чтобы линия горизонта была видна в ориентаторе в форме концентричного кольца, а направление "бега" земной поверхности совпадало с курсовой чертой сетки. Это будет свидетельствовать о правильной ориентации корабля. В случае необходимости поле зрения ориентатора может закрываться светофильтром или шторкой.
Установленный на приборной доске глобус дает возможность наряду с текущим местоположением корабля заранее определить и место его спуска при включении тормозного двигателя в данный момент времени."
Александров С.Г., Федоров Р.Е., «Советские спутники и космические корабли»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Иллюминатор с оптическим ориентатором «Взор»

Носимый аварийный запас Г.С. Титова, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Часть неприкосновенного аварийного запаса корабля «Восток-2» пилотируемого Г.С. Титовым

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Полёты на кораблях «Восток» космонавты выполняли в скафандре СК-1, подключенном к бортовой системе жизнеобеспечения. СК-1 разрабатывался инженерами томилинского завода №918 на основе защитного костюма «Воркута», созданного для пилотов самолета-перехватчика Су-9.

Неприкосновенный аварийный запас корабля «Восток-2»

"Космонавт в катапультной установке снижался на тормозном парашюте до высоты 4 км. Далее по командам баровременных автоматов:
- отстреливался замок тормозного парашюта, тормозной парашют под действием скоростного напора отходил от кресла, вытаскивал из контейнера основной парашют и вводил его в действие. В одной из строп основного парашюта была вмонтирована радиоантенна. После раскрытия основного парашюта, используя антенну в стропе парашюта, начинал работать автоматический радиомаяк для службы пеленгации, поиска и спасения космонавта. Дублирующая антенна системы автоматического пеленга была вмонтирована в фал, на котором зависала отделяемая часть НАЗа.
- одновременно отстреливались замки, фиксировавшие спинку в кресле, раскрывался поясной притяг, снималась фиксация крышки НАЗа к каркасу кресла, и космонавт освобождался от всех связей с креслом, которое падало на землю. Спустя 10 сек после отделения космонавта от кресла с блокировкой по высоте 2000м от крышки НАЗа отделялся НАЗ и повисал на фале длиной 15 м, в который также была вмонтирована антенна системы автоматической пелегации; из НАЗа автоматически выбрасывалась лодка, которая надувалась от баллона за время около 4 сек. В случае приводнения космонавт имел возможность воспользоваться уже надутой лодкой незамедлительно.
Цель отделения НАЗа состояла в повышении безопасности космонавта в момент касания ногами грунта – массивный НАЗ (около 40 кг), расположенный под ногами космонавта, при посадке в условиях сильного ветра усложнял процессприземления.
НАЗ, висевший на фале , касался грунта раньше космонавта. В момент удара НАЗа о грунт открывался замок, который освобождал фал длиной 13м, что дополнительно повышало безопасность космонавта при приземлении в случае посадки при сильном ветре с целью исключить влияние «якорения» НАЗа на грунте на процесс приземления космонавта. Крышка НАЗа, на которой был установлен кислородный прибор, подававший кислород в шлем скафандра, оставалась пристегнутой к подвесной парашютной системе на всех этапах спуска и приземления. Скорость приземления космонавта на основном парашюте составляла около 6 м/с.
После посадки через 10-13с из корпуса НАЗа автоматически отстрелом вводилась в действие еще одна антенна системы пеленгации и начинал работать автономный автоматический радиомаяк для поисково-спасательной службы. Вводилась в действие одна из двух антенн – та, которая находилась в верхней полусфере НАЗа, лежавшего на грунте. Космонавт мог также воспользоваться переговорной радиостанцией, входившей в состав НАЗа, для связи с группой поиска и спасения.
Концептуально радиосредства, которыми была оснащена катапультная установка, рассматривались как основной способ обеспечения безопасности и выживаемости космонавта в случае его посадки в нерасчетном районе. Отметим, что комплектация НАЗа (запасы воды, пищи, средства охоты и рыболовства, средства добывания воды в пустыне и др.) обеспечивала автономное выживание космонавту в течение трех суток в случае его посадки в нерасчетном районе в безлюдной местности, включая арктическую зону, тайгу, джунгли, пустыню, акваторию мирового океана. Возможность такого выживания была подтверждена прямыми испытаниями с участием добровольцев-испытателей
."
Рабинович Б.А., «Безопасность космонавта при посадочном ударе спускаемого аппарата о грунт»

Скафандр СК-2 Валентины Терешковой

Тренировочный скафандр СК-2 Валентины Терешковой, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Покрой тренировочного скафандра СК-2 Валентины Терешковой учитывал особенности женской фигуры: более узкие плечи и широкие бедра.

Тренировочный скафандр СК-2 Валентины Терешковой, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Шлем отделён от оболочки резиновой шторкой, герметизирующейся по шее космонавта.

Тренировочный скафандр СК-2 Валентины Терешковой, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Чуть выше нарукавного зеркала - отверстие в чехле, через которое выводились системы подключения скафандра к СЖО корабля (для вентиляции воздуха и выравнивания давления внутри скафандра).

Тренировочный скафандр СК-2 Валентины Терешковой, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Скафандры первых космонавтов сшиты из двух слоёв: силового лавсанового и герметичного резинового. Вниз надевался комбинезон, в который монтировались трубопроводы системы вентиляции.

Тренировочный скафандр СК-2 Валентины Терешковой, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Любопытно, что перчатки скафандра В. Терешковой - белого цвета, в то же время перчатки скафандра Титова - оранжевого цвета. Оранжевый чехол служил для облегчения поисковых работ.

Тренировочный скафандр СК-2 Валентины Терешковой, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Подшлемник Валентины Терешковой

Полёт Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восход-2»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Подарок Павлу Ивановичу Беляеву от Пермского горкома КПСС и от горисполкома Перми – вероятно, модель бензопилы должна была напоминать о том, как спасатели пробивались к Леонову и Беляеву сквозь тайгу.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Палитра Алексея Леонова

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Картина Алексея Леонова, «В районе терминатора»

Первая успешная стыковка — корабли «Союз-4» и «Союз-5»

Удостоверения Владимира Шаталова (командир экипажа «Союз-4») и Бориса Волынова (командир экипажа «Союз-5»), Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Удостоверения Владимира Шаталова (командир экипажа «Союз-4») и Бориса Волынова (командир экипажа «Союз-5»)

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-4», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-4».

Тренировочный скафандр «Ястреб», использовался Евгением Хруновым , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Тренировочный скафандр «Ястреб», использовался Евгением Хруновым в ходе подготовки к полёту на космическом корабле «Союз-4»

Сетка, одеваемая на нательное бельё, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Надеваемый на бельё сетчатый костюм водяного охлаждения, предохраняющие космонавтов от перегрева при работе в «Орлане». По тонким трубочки подаётся вода различной температуры. В зависимости от нагрузки, космонавт «охлаждается» или «согревается».

Специальный нагрузочный костюм «Чибис», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Специальный нагрузочный костюм «Чибис» позволяет создавать разрежениие для оттока крови к ногам, так происходит иммитация гравитации.

Космический туалет, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Космический туалет

"Сегодня у нас был большой космический день: Шаталов и Волынов успешно провели ручную жесткую (и электрическую) стыковку кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
Весь процесс сближения и стыковки проходил над территорией Советского Союза в светлой полосе. Все прошло изумительно хорошо, космонавты работали мастерски. Помогать им с Земли не пришлось, мы работали только на прием. Приятно было наблюдать по телевидению уверенное сближение «Союзов», сопровождавшееся увлекательным репортажем Шаталова. А еще через виток мы наблюдали процедуру надевания скафандров Хруновым и Елисеевым.
Во всем этом полете наиболее слабым его звеном я считал переход Елисеева (у него в прошлом были случаи обморочного состояния). Когда при переходе Елисеев сначала перестал двигаться, а потом и вообще безжизненно замер, у меня по спине побежали мурашки... Все облегченно вздохнули, когда через две-три минуты увидели, что Елисеев помахал рукой. Переход Хрунова и Елисеева из «Союза-5» в «Союз-4» прошел блестяще — Афанасьев, Мишин, Керимов и все, кто был на КП, восхищены мастерством космонавтов."
Источник: Каманин Н.П., «Скрытый космос». Книга четвёртая

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Бортовой журнал «Союз-5» - свидетель аварийной ситуации. Во время спуска не произошло своевременного отделения приборного отсека от спускаемого аппарата. Борис Волынов сделал записи в этом журнале и спрятал его под себя, чтобы в случае аварии уцелела информация.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Стенгазета с автографами сопричастных к групповому полёту «Союз-4» и «Союз-5». Хорошо узнаваема подпись Раушенбаха. Переход между кораблями через открытый космос был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

«Союз ТМА-11М» (экипаж Ваката, Тюрин, Мастраккио) доставил на борт МКС факел «Сочи 2014» — один из главных символов зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи

Трагедия экипажа «Союз-11»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Трагическая страница истории советской космонавтики: летевшие без скафандров Добровольский, Волков, Пацаев погибли в «Союз-11» из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Романенко и Гречко стали первыми, кто встретил Новый год в космосе (1978 год). В 1987 году во время третьего полёта Ю.В. Романенко поставил рекорд пребывания на орбите: 326 суток 11 часов 37 минут 59 секунд

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Память о первом запуске ракеты-носителя «Энергия» состоявшемся 15 мая 1987 года. Полезной нагрузкой служил космический аппарат «Полюс» («Скиф-ДМ», изделие 17Ф19ДМ) — динамический макет боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф». Аппарат потерян из-за ошибки, заложенной в программе полета.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Камера МКФ-6 - сборка из шести фотоаппаратов. Объёктивы расположены на нижнем торце конструкции. Камера разработана на предприятии «Карл Цейс» (Йена) специалистами ГДР и СССР для многозональной космической фотосъёмки. Разрешение в видимой части спектра - 20 метров, а это значит, что приписываемые конструкции чудо-свойства сильно преувеличены.

Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз-19»

Андрогинный периферийный агрегат стыковки АПАС-75, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Андрогинный периферийный агрегат стыковки АПАС-75 космических кораблей «Союз-19» и «Апполон» (технологический дубликат)

Андрогинный периферийный агрегат стыковки АПАС-75, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Основное преимущество: стыковочное кольцо любого АПАС могло стыковаться с любым стыковочным кольцом другого корабля. Стыковка и расстыковка можгут быть проведены даже при неисправности узла на одном из кораблей

Подарок А. Леонову от президента США: кабель по которому осуществлялась связь космических кораблей «Союз-19» и «Апполон», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Подарок А. Леонову от президента США: кабель по которому осуществлялась связь космических кораблей «Союз-19» и «Апполон»

Полётный скафандр «Сокол»

"Скафандры были на кораблях не всегда. После успешных шести полетов «Востоков» они были признаны бесполезным грузом, и все дальнейшие корабли («Восходы» и «Союзы») проектировались на полет без штатных скафандров. Целесообразным было принято использование только внешних скафандров для выхода в открытый космос. Однако гибель в 1971 году Добровольского, Волкова и Пацаева в результате разгерметизации кабины «Союза-11» заставила снова вернуться к проверенному решению. Однако старые скафандры в новый корабль не влезали. В срочном порядке под космические нужды стали адаптировать легкий скафандр «Сокол», изначально разрабатываемый для сверхзвукового стратегического бомбардировщика Т-4.
Задача оказалась не из легких. Если при приземлении «Востоков» космонавт катапультировался, то «Восходы» и «Союзы» осуществляли мягкую посадку с экипажем внутри. Мягкая она была только относительно — удар при приземлении был ощутимый. Амортизировало удар энергопоглощающее кресло «Казбек» разработки все той же «Звезды». Формовался «Казбек» индивидуально под каждого космонавта, который лежал в нем без единого зазора. Поэтому кольцо, к которому крепится шлем скафандра, при ударе обязательно бы сломало шейный позвонок космонавта. В «Соколе» было найдено оригинальное решение — секторный шлем, не закрывающий затылочную часть скафандра, которая делается мягкой. Из «Сокола» также убрали ряд аварийных систем и теплозащитный слой, так как в случае приводнения при покидании «Союза» космонавты должны были переодеться в специальные костюмы. Была сильно упрощена и система жизнеобеспечения скафандра, рассчитанная всего на два часа работы. В итоге «Сокол» стал бестселлером: начиная с 1973 года их было изготовлено более 280 штук. В начале 90-х два «Сокола» были проданы в Китай, и первый китайский космонавт полетел покорять космос в точной копии русского скафандра."
Источник: А. Грек, "Одежда для вакуума: Как устроены космические скафандры" («Популярная Механика»)

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Скафандр «Сокол-К» использовался Юрием Викторовичем Романенко в 1974-1977 годах при подготовке к экспедиции на «Салют-6». Ещё два скафандра Романенко демонстрируются в следующих местах: в Бузулукском краеведческом музее и в санкт-петербургском Музее космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Космонавты прибывают на станцию в полётных скафандрах «Сокол» (вес 9 кг, цена 3 млн.рублей). Второй раз скафандр «Сокол» используется при посадке. В полёт берут два индивидуальных комплекта перчаток: на старт и на посадку - вторые делаются под более отёчные руки

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Аммортизационное кресло «Эльбрус» для корабля «Восход». Чтобы учесть особенности телосложениия, в период подготовки к полёту космонавта сажают в гипсовую ванну, а затем по слепку отливают персональный ложемент из полиуретана. Ложемент изготавливается с учётом того, что рост человека за время космического полёта увеличивается - позвонки в невесомости расходятся.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Полётный скафандр изготавливается под конкретного космонавта и чаще всего используется для одного полёта. Критичен резиновый слой, который может усыхать, а интервал между полетами может составлять несколько лет. Поэтому их отправляют на тренировки по выживанию и на работу в тренажёрах.

По традиции скафандрам дают названия хищных птиц: «Беркут», «Сокол», «Орлан». Амортизационным креслам — имена горных вершин.
"В период 1963-1975 гг. "Звезда" совместно с рядом смежных организаций провела большой объем исследований и разработок, позволивших снизить эти перегрузки за счет применения амортизационных кресел типа "Эльбрус" и "Казбек". Амортизационное, индивидуально моделированное кресло спускаемого аппарата космического корабля выполняет три функции:
1. рабочее место космонавта;
2. обеспечивает переносимость космонавтом длительнодействующих ускорений при взлете и штатном или аварийном (до 30 g) входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы;
3. обеспечивает переносимость космонавтом нагрузок соударения спускаемого аппарата с землей при посадке в штатном и аварийном режимах (скорость соударения до 8 м/с).
Использование в кресле индивидуально моделированного ложемента со специальными свойствами позволило существенно увеличить способность человека переносить действующие на него перегрузки. Ложемент позволяет:
- сформировать оптимальную, компактную позу космонавта, сочетающуюся с интерьером кабины и органами управления;
- относительно равномерно, по большой поверхности, распределить статическое и динамическое давление опоры на тело при действии перегрузок;
- ограничить изменение формы тела при действии перегрузок при различных скоростях их нарастания;
- снизить действующие на космонавта перегрузки и скорости их нарастания за счет деформации ложемента.
Вместе с защитными свойствами ложемента амортизационное кресло снабжено дополнительно энергопоглощающим устройством, позволяющим снизить на кресле перегрузки приземления спускаемого аппарата."
В. Наумов, "Амортизационные кресла экипажей летательных аппаратов" («Вестник авиации и космонавтики» №5/2002)

Орбитальный скафандр «Орлан-ДМА»

Скафандр «Орлан-ДМА», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Вертикальное расположение пульта управления электрооборудованием скафандра говорит нам что это самая ранняя модификация — «Орлан-Д». Этот тип использовался на Салют-6 и Салют-7 с 1977 по 1984 годы.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

В скафандре «Орлан» могут работать космонавты любого пола, ростом 160–190 см (рукава и штанины могут регулироваться по длине). В местах сгибов рук и ног стоят гермоподшипники. Индивидуальными являютсяя лишь перчатки скафандра, которые доставляются на станцию экипажем.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Орбитальные скафандры типа «Орлан» (вес модификации "Д": 73,5 кг) хранятся на станции и предназначены для внекорабельной деятельности. Их обслуживание и ремонт проводится на орбите.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Разбить прозрачную часть шлема крайне сложно - она изготавливается с двойным остеклением из необычайно износостойкого материала лексан (высокопрочная поликарбонатная смола). Светофильтр шлема покрыт слоем золота.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Экспонат ранее использовался в гидролаборатории. В нём готовились к полётам Рюмин, Ляхов, Джанибеков и другие советские космонавты.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Видна боковая рукоятка, который управляет открыванием входного люка. Случайно открыть «Орлан» нельзя – одновременно с ручкой нужно нажать кнопку системы тросиков (работает на натяжение).

""Создание впервые в мире скафандра орбитального базирования — одно из приоритетных достижений коллектива Звезды. Наряду с созданием систем для первого полета в космос Ю. А. Гагарина и первого в мире выхода А. Леонова в открытый космос работы по орбитальному скафандру и его успешная эксплуатация в течение более чем четверти века подтвердили ведущую роль Звезды в этой области.
Как уже говорилось, ЦКБМ (В. Н. Челомея) во 2-ой половине 60-х годов вело разработку орбитальной станции «Алмаз», в которой планировалось применить скафандр для выхода в открытый космос (прежде всего для перехода из транспортного корабля в орбитальный отсек). К началу этих работ на Звезде уже имелся большой задел по скафандрам для выхода в космос. В первую очередь это уже подготовленный к штатному применению СК «Ястреб» с ранцем РВР-1П, это полужесткий скафандр «Орлан» командира лунной экспедиции по программе Л-3, и, наконец, скафандр мягкого типа «Орёл».
...
09.02.1970 года вышло Постановление Правительства о разработке долговременной орбитальной станции ДОС-7К и уже 19 апреля 1971 года первая станция под наименованием «Салют» вышла на орбиту. В начале 1970 года в соответствии с вышеуказанными документами о создании ОС ДОС-7К была начата разработка, исследование и экспериментальная отработка скафандра «Орлан» применительно и к этой станции. В апреле 1970 г. от ЦКБЭМ были получены исходные данные на СК «Орлан» для ДОС-7К (они были утверждены К. Д. Бушуевым 10.04.70 г. и Г. И. Севериным 30.04.70 г.). Модифицированному скафандру был присвоен индекс «Орлан-Д» (буква «Д» являлась первой буквой названия ДОС). Модификация скафандра была связана в основном с необходимостью длительного и многоразового применения СК на орбитальной станции и с обслуживанием его на борту ОС самими космонавтами."
Первоисточник цитаты достоверно неизвестен :("

Изучение возможности производства полупроводников на орбитальных станциях

"16 июля 1982 года
... собрали технологическую установку "Корунд", которая пришла с грузовиком. До нас на станции "Салют-6" уже проводились технологические эксперименты на установках "Сплав", "Кристалл", "Испаритель", но это было на уровне исследований. Сейчас на станции находятся две технологические установки "Магма-Ф" и "Корунд".
"Магму-Ф" можно также отнести к экспериментальным установкам, потому что это практически тот же "Кристалл", но более усовершенствованный. В нее добавлен блок акселерометров и автономный магнитный регистратор для измерения и записи во время плавки спектра вибраций, создаваемых работой многочисленных приборов и микроускорений, вызываемых динамикой станций, гравитационными и аэродинамическими силами. За время советско-французской экспедиции мы отработали на ней около 30 часов и получили ряд капсул с материалами: сульфидом и селенидом кадмия, висмутитом галлия. "Корунд" - это уже полупромышленная установка нового поколения для выращивания кристаллов, которые будут использованы в производстве перспективных приборов. В ней расширены возможности технологических печей "Сплав" и "Кристалл". Напомню, в "Сплаве" для получения кристаллов изменялось тепловое поле, а в "Кристалле" при постоянном тепловом поле происходило выдвижение капсулы.
В "Корунде" же используется совмещенный режим, когда тепловое поле может изменяться до 1270 градусов С со скоростью нагрева от 0.1 градуса до 10 градусов С в минуту, с выдвижением капсулы от нескольких миллиметров в сутки до ста миллиметров в минуту.
Крупнее стали сами образцы материалов: их длина - 300 миллиметров, а диаметр - 25 миллиметров, и в зависимости от удельного веса исходного вещества вес получаемого кристалла в одной капсуле может быть от нескольких сот граммов до полутора килограммов.
В барабан установки одновременно загружаются 12 капсул с разными материалами, и после набора программ она работает в автоматическом режиме без вмешательства космонавта поочередно с каждой капсулой. С одной загрузки можно получить до 18 килограммов ценнейших полупроводниковых материалов как в виде монокристаллов, так и в виде эпитаксильных пленок с электрофизическими характеристиками, труднодоступными для земной технологии. Конечно, на Земле могут быть и более совершенные установки, чем "Корунд", но качество полученных в них веществ несравнимо с тем, что можно получить в космосе за счет влияния нового технологического параметра - невесомости."
Источник: В.В. Лебедев, «Дневник космонавта»

Аппаратура «Кристалл-1», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Аппаратура «Кристалл-1» - изучение возможности производства полупроводников в условиях невесомости на орбитальной станции «Салют-6»

Аппаратура «Магма-Ф», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Аппаратура «Магма-Ф» - получение полупроводников различными методами, эксплуатировалась с 1982 года на орбитальной станции «Салют-7»

Аппаратура «Магма-Ф», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Кассета с сырьём для технологических печей

Аппаратура «Магма-Ф», Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Аппаратура «Магма-Ф»

Пытливый читатель, прочитав фрагмент дневника В.В. Лебедева, конечно же удивится: "Какие захватывающие перспективы! Почему же прошло уже почти 40 лет, а про мини-заводы на орбите ничего не слышно?" Посмотрите результаты исследований на орбитальном комплексе «Мир», где работали четыре технологические печи. Дословно: "Проведено более 2450 сеансов экспериментов по материаловедению и космической технологии. Отработаны базовые технологии производства полупроводниковых материалов и получены образцы, по физическим характеристикам превосходящие земные аналоги. Подтверждено увеличение выхода годных приборов из получаемых материалов в 5–10 раз."
Обратите внимание на обтекаемость формулировок. Это значит, что добились улучшений значительных, но далеко не достаточных для принятия решение о строительстве космической фабрики.
Надо чётко осозновать: такое производство потребует уникального технологического оборудования. Затраты на исследования, проектирование оборудования, его выпуск, настройку, вывод на орбиту, обслуживание в космосе и доставку выращенных кристаллов на Землю будут черезвычайно велики. Снизить стоимость разработки за счёт применения космических технологических печей в земных условиях будет просто невозможно. А ради чего эти все сложности и расходы? Не ради уникальных, а ради получения "значительно лучших" образцов полупроводников. Вот поэтому на МКС продолжаются материаловедческие эксперименты, но никто из участников не говорит о планах развёртывания опытного производства в космосе.

Более развёрнутый ответ на заданный ранее вопрос можно найти, например, в докладе В.И.Стрелова, Б.Г.Захарова, «Проблемы производства кристаллов в космосе». Суть: опытное производство упёрлось в особенности процессов тепломассопереноса в расплавах полупроводников в условиях микрогравитации. Результаты экспериментов по выращиванию монокристаллов полупроводников на борту космических аппаратов показывают, что по совокупности свойств кристаллы оказались не лучше полученных в земных условиях. Кристаллы, выращенные в условиях микрогравитации, как правило, имели значительную микронеоднородность (полосы роста), или макронеоднородность распределения легирующей примеси по диаметру и длине слитков. Разумеется, исследования материалов в космосе продолжаются. Однако их основная задача вовсе не в организации серийного производства кристаллов из расплава. Цель – использование на Земле полученных в космосе знаний о процессах кристаллизации.

Пульт инструктора комплексного тренажёра

Пульт инструктора комплексного тренажёра, Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Пульт инструктора комплексного тренажёра

"Обучение космонавтов на современных тренажерах относится к управляемому процессу, в ходе которого их профессиональные качества целенаправленно изменяются. Этот процесс осуществляется поэтапно под руководством инструктора экипажа и психолога.
На начальном этапе космонавты знакомятся с интерьером рабочего места космонавта (РМК), его оборудованием, с расположением средств отображения информации, оптическими приборами и органами управления ПКА.
На этапе подготовки на специализированных тренажерах космонавты закрепляют теоретические знания и приобретают профессиональное мастерство по выполнению отдельных операций, приемов, режимов управления в штатных и аномальных режимах полета ПКА. Продолжительность подготовки на каждом из тренажеров зависит от индивидуальных способностей, уровня знаний, специализации и прошлого опыта членов экипажа. После формирования уверенных навыков выполнения отдельных операций и приемов осуществляется переход на комплексные тренажеры, где осуществляется наиболее всесторонняя подготовка экипажа.
Комплексные тренировки — это завершающий этап подготовки, когда последовательно отрабатываются все этапы полета ПКА: запуск, выведение на орбиту, ориентация и маневрирование на орбите, поиск, обнаружение и стыковка с орбитальной станцией или другим космическим аппаратом, расстыковка, спуск с орбиты и другие промежуточные операции. На комплексных тренажерах командир экипажа, по сравнению с другими его членами, выполняет наибольшее количество тренировок, что вызвано его личной ответственностью за реализацию жизненно важных этапов полета. Значительное количество тренировок на комплексных тренажерах направлено на приобретение экипажем навыков выявления нештатных и аварийных ситуаций полета и нахождения способов выхода из них.
Каждое занятие на тренажере включает инструктаж и разбор тренировки. Инструктаж охватывает наиболее важные аспекты предстоящего тренировочного упражнения: характеристики отрабатываемых этапов полета ПКА, информацию о системах ПКА, порядок действий экипажа в обычной и аварийной обстановке, сведения об ограничениях, накладываемых особенностями тренажера, и т.д.
По окончании каждой тренировки инструктор делает разбор, в ходе которого детально анализируется выполненное тренировочное упражнение и делаются выводы о достигнутых успехах, отмечаются ошибки и вскрываются неусвоенные разделы теоретического курса.
По мере накопления профессионального опыта, продолжительность и частота инструктажа и разбора уменьшается.
На всех этапах подготовки в состав космических тренажеров включаются устройства и приборы, которые обеспечивают: контроль за ходом обучения, оценку действий тренируемого космонавта, оперативное управление процессом обучения, корректировку (при необходимости) программы обучения."
Г.Т. Береговой, В.Н. Григоренко, Р.Б. Богдашевский, И.Н. Почкаев, «Космическая академия»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Макет космического корабля «Союз»

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Штаны «Кентавр» космонавты одевают перед посадкой. В невесомости кровь в большей степени приливает к голове, мозг получает почти 50% кислорода. После посадки «Кентавр» позволяет постепенно перейти к нормальной земной норме, когда лишь 30% кислорода поступает к мозгу.

 , Музей ЦПК им. Ю.А.Гагарина

Макет системы водоснабжения