Авиационная техника на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил


Ударный вертолёт Ми-24А

, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Ударный вертолёт Ми-24А, заводской номер предположительно 3202109

Ми-24А, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

На левой консоли: ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и блоки НАР

Ударный вертолёт Ми-4АВ

Палубный вертолёт Ка-25Ц

Палубный вертолёт Ка-25Ц, ЦМВС, г.Москва

Палубный вертолёт Ка-25Ц

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц. Вертолёт целеуказания действует в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Эта модификация разрабатывалась с Ка-25ПЛ. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех». Вертолёт способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км.
На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для исключения затенения РЛС. Также на борту смонтирована лебёдка, позволяющая использовать вертолёт в качестве поисково-спасательного. Проведённые модификации позволили снизить массу машины и увеличить запас топлива, что вылилось в большую дальность полёта и увеличенное время патрулирования.

"Постройка опытного экземпляра "ДЦ-02" завершилась в 1963 г. Поднял его в воздух Ларюшин. На вертолете установили дополнительные электрогенераторы, системы коммутации и прочие элементы обеспечения работы мощной РЛС, а также несколько иной автопилот – АП-114Ц (на "ДБ" стоял АП-114). До конца 1963 г. были проведены заводские испытания, и вертолет перелетел на аэродром Белая Церковь, где в 1964 г. проходили "сухопутные" испытания. Полеты над водной поверхностью проводили над Киевским водохранилищем.
После доводки аппаратуры "Успех" до требуемого ТЗ уровня вертолет перелетел в Североморск. Там Ларюшин совершил первые посадки вертолета на корабли, для чего были специально выделены эсминец и крейсер "Грозный". Посадки выполнялись как днем, так и ночью, при свете прожекторов и посадочных фар. Совместные испытания вертолетной и корабельной аппаратуры успешно завершились в октябре 1965 г. Пребывание у студеного моря "ДЦ" закончил эффектным трюком на показе новинок авиатехники командованию ВМФ. Камов вышел на полосу и стал "дирижировать", а управляемый Ларюшиным вертолет исполнил нечто подобное вальсу на высоте около метра над землей. Как вспоминал присутствовавший при сем генерал-полковник авиации Г.А.Кузнецов, "подобного в жизни мне видеть не приходилось…".
В конце октября опытный "ДЦ-02" убыл для некоторых доработок в "альма матер" – Ухтомский вертолетный завод, "вотчину" ОКБ Камова. Затем проходил госиспытания в ГНИКИ ВВС в Чкаловске. Серийно производился на авиазаводе №99. При постановке на вооружение получил обозначение Ка-25Ц, а в НАТО ему присвоили код Hormone-B. Носителями вертолета, кроме крейсеров проекта 58, были авианесущие крейсеры и БПК проектов 1134, 1155 (на последнем – один "ДЦ" и один "ДБ" в ангарах).
Процесс боевого применения вертолетного варианта комплекса "Успех" выглядел примерно так: вертолет взлетает с кормовой площадки и уходит на расстояние до 200 км на разведку. Бортовая РЛС обеспечивает дальность обнаружения типовой цели до 250 км, а АСПД передает на корабль-носитель радиолокационное изображение района в реальном масштабе времени. После обнаружения целей (морских или наземных) корабль производит пуск КР. Сам вертолет аппаратуры наведения не имеет, но с его помощью оператор на корабле постоянно "видит" ракету и объект удара и осуществляет коррекцию курса. Благодаря этому весь полет КР вплоть до захвата цели ее головкой самонаведения можно выполнять на малой высоте, вне зоны обнаружения ПВО противника.
Моряки весьма ценили Ка-25Ц, считая вертолет своими "глазами". Выпущено их было немного, не более 50 шт. Являясь стандартным элементом комплекса вооружения ряда кораблей, машины активно эксплуатировались. В отличие от Ка-25ПЛ, они полностью соответствовали своему назначению и обеспечивали пуски ракет даже более поздних комплексов (ЗМ44 "Прогресс", 4К80 и др.) с дальностью полета до 500 км
".
Источник: Валерий Д.Роман, «Ка-25 – "длинная рука" адмирала Горшкова», «Авиация и время» №06/1996

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

Истребитель МиГ-17

Истребитель МиГ-17, ЦМВС, г.Москва

Истребитель МиГ-17, заводской номер 54211860

Истребитель МиГ-21СМ

Истребитель МиГ-21Ф

Истребитель Миг-21Ф (№72210602). Характерные приметы этой модификации: две пушки НР-30 в нижней части фюзеляжа по левому и правому борту, а также два замка временной задержки, установленые на задней части фонаря. При открывании и закрывании эти замки не связывают фонарь с фюзеляжем. Лишь при его аварийном сбрасывании после срабатывания пиропистолета замки временной задержки закрываются и соединяют фонарь с фюзеляжем.

Миг-21Ф (№72210602) появился в музее примерно в 1966-1967 годах. Первые снимки экспоната напечатаны в каком-то японском журнале за 1974 год. На фотографиях из этого издания хорошо видно, что истребитель окрашен прозрачным лаком и имеет все технические надписи, а закабинный отсек имеет остекление. Удивительно, как эта, относительно новая, ещё секретная машина, попала в музей. Даже если бы у этого Миг-21Ф был повреждён планер – самолёт отправили бы в учебную часть или в военное училище.

"24 июля 1958 года вышло постановление Совета министров № 831-398 и спустя девять дней – приказ ГКАТ № 304 о постройке самолета МиГ-21 Ф (Е-6, изделие «72» завода № 21) с двигателем PI 1 Ф-300 на базе МиГ-21. Новый ТРД взлетной тягой, увеченной с 5100 кгс до 5740-5750 кгс позволил существенно улучшить практически все летные характеристики истребителя.
Правительственным документом предписывалось создание истребителя с максимальной скоростью 2300-2500 км/ч, потолком 21-22 км и дальностью до 1400 км с внутренним запасом горючего и до 2000 км – с подвесным топливным баком. При этом оговаривалось время полета не менее 1,5 и 2,25 часа соответственно. Самолет должен был подниматься на высоту 20 км за 8-10 минут и иметь дллну разбега не более 450 м, а пробега, в зависимости от использования тормозного парашюта, в пределах 450- 850 м.
Предусматривалось переоборудование двух МиГ-21 в вариант «Ф» и предъявление их на государственные испытания в IV квартале 1959 г. Одновременно с этим заводу № 31 предписывалось прекратить производство МиГ-21 с двигателем Р11-300 и обеспечить выпуск 12 МиГ-21 Ф. Постановлением также предусматривалась замена обеих пушек НР-30 на ТКБ-515 калибра 30 мм и отработка на двух МиГ-21 Ф системы реактивного вооружения с установкой РЛС ЦД-30 и двух ракет (видимо, РС-2-У, поскольку других не было) класса «воздух-воздух».
...
Несмотря на значительное несоответствие летных характеристик заданным, МиГ-21 Ф приняли на вооружение в качестве легкого фронтового истребителя. В этом же году на Горьковском заводе № 21 развернулось его серийное производство. Еще во время государственных испытаний в правительстве СССР рассматривался вопрос об организации серийного производства МиГ-21 Ф в Чехословакии и Китае. Изучался вариант установки на истребитель системы дозаправки топливом в полете.
...
Одновременно с разработкой МиГ-21 Ф началась подготовка его серийного производства на заводе № 21 им. С.Орджоникидзе в Горьком. Первые десять истребителей собрали в 1959 г. Самолет оказался технологичным в серийном производстве и имел большие перспективы для последующих модификаций.
...
Первый серийный МиГ-21Ф поднял в воздух летчик-испытатель П.А. Ануфриев 8 февраля 1960 г. В 1960-х годах завод № 21 построил 79 истребителей МиГ-21Ф. По моим сведениям, в Российской Федерации сохранилось лишь три экземпляра МиГ-21Ф. Один из них находится в экспозиции Центрального музея вооруженных сил в Москве (ЦМВС), а другие – на постаментах в Моздоке и Красноярске. По непроверенным сведениям, еще два МиГ-21Ф сохранились в Украине.
"
Николай Якубович, «Истребитель МиГ-21. Рождение легенды»

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С

Фронтовой истребитель МиГ-29 (9.12)

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б, ЦМВС, г.Москва

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал лётчик-космонавт В.Джанибеков

Истребитель-перехватчик Су-15ТМ

Тактический разведчик Су-24МР

Тактический разведчик Су-24МР (первый прототип самолёта этого типа, он же Т6М-26 или Т6МР-26), заводской номер 0115305.

Истребитель Су-27

Истребитель Су-27 – серийная машина, списанная с летной эксплуатации в 1994 году и переданая в ЦМВС.

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27