Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»


Гусеничный плавающий транспортер ПТС

"Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере.
Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн (при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.
Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления кабины , герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса обеспечивает мореходность до 4-5 баллов.
За один рейс транспортер может переправить (варианты): 2 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза). "
Источник: Плавающий транспортер ПТС на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Кабина двухместная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнетателем с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов
Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Открывание и закрывание заднего борта осуществляется с помощью двух ручных минилебедок. А вот аппарели приходится откидывать и поднимать вручную.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.
Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС - ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины."
Источник: Плавающий транспортер ПТС на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Появление отопителя кузова сделало ПТС лакомой машиной в зимнее время для пехоты, танкистов и артиллеристов. Наличие комплекта крепления носилок и 12 носилок превращало кузов транспортера в комфортное помещение для сна. Да и просто - по 50-60 солдат укладывались спать на матрасы, набросанные на пол кузова. Отпадала необходимость возить с собой палатки, каркасы палаток, печки, дрова; тратить время на установку палаток и т.п.
ПТС был предназначен для действий в первой волне при форсировании водных преград. Ведь бронетранспортеры БТР-60, БМП плавают в общем то плохо, в силу необходимости. Им не под силу преодолеть большое течение, большую ширину реки (например, река Зея у Благовещенска имеет ширину от 2 до 6 км.). Однако ПТС не имел никакого бронирования даже кабины. Толщина обшивки была такая же как кабины грузового автомобиля.
Управляемость ПТС на воде оставляла желать лучшего. При полных оборотах винтов повернуть рули было почти невозможно, а со сбросом оборотов машина становилась неуправляемой. Причем с повышением оборотов штурвал буквально вырывало из рук и рули вновь становились по потоку. Оставалось управление с помощью переключения одного из винтов на вращение в обратную сторону. Но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало большого навыка."
Источник: Плавающий транспортер ПТС на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Понтонно-мостовая машина ПММ-2

"Самоходный паром ПММ-2 предназначен для переправы через широкие водные преграды колесной и гусеничной не плавающей техники имеющей снаряженную массу до 42.5 тонн. Машину целесообразно использовать на водных преградах, имеющих ширину более 200 метров. наибольшая эффективность применения достигается на водных преградах шириной более 500 метров и до 6 километров.
ПММ-2 создавалась во второй половине семидесятых годов в конструкторском бюро Е.Е.Ленциуса и была призвана заменить гусеничный паром ГСП, который состоял из двух полупаромов. Это было признано громоздким и неудобным, т.к. при выходе из строя одной машины. вторая оказывалась не у дел. Кроме того, расчет парома ГСП составлял 10 человек, а экипаж ПММ всего трое, грузоподъемность ГСП считалась чрезмерной (52 тонны при запасе плавучести 70%), время на развертывание парома ГСП 6-10 минут.
...
В отличие от ГСП откидных плавучих элементов (понтонов) у ПММ-2 их два. В транспортном положении они укладываются гидравликой один на другой, а на воде раскладываются, образуя паром. Стыковочные устройства обеспечивают соединение двух или трех машин в один паром грузоподъемностью соответственно 85 и 127.5 тонн. При разработке предполагалось, что из значительного числа машин можно будет составлять наплавной мост требуемой длины, что даст возможность отказаться от понтонного парка ПМП, заменив его самоходным понтонным паком СПП.
Таким образом, ПММ-2 становилась универсальным переправочным средством. Однако оказалось, что из-за большой жесткости ленты такого понтонного моста и невозможности согласования оборотов двигателей большого числа машин, наведение понтонного моста из машин ПММ-2 невозможно."
Источник: Самоходный паром ПММ-2 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"К середине восьмидесятых годов выявился крупный просчет технического задания, в свое время выданного на разработку этой машины (машина уже выпускалась серийно и поступала в войска). С переходом танковых войск на танки типа Т-64, Т-72, Т-80 тактическое применение ПММ-2 оказалось под вопросом. Ее грузоподъемность 42,5 тонн при минимальном запасе плавучести, а эти танки имеют массу 41-46 тонн и более. Использование двойного парома ПММ-2 для переправы танков нецелесообразно из-за недоиспользования грузоподъемности (85-ти тонный паром на 46 тонн груза). Все преимущества перед ГСП оказались утрачены, а заменить понтонный парк ПМП мост СПП так и не смог. К тому же одна машина ПММ-2 оказалась гораздо дороже двух машин ГСП. Конструкция машины была предельной, запаса модернизации не оказалось. Увеличение размеров с целью увеличения грузоподъемности оказалось почти невозможным из-за дорожных и железнодорожных габаритных ограничений. ПММ-2, как и ее колесный аналог ПММ, говоря тактико-техническим языком "провалилась". Провалилась между Т-62 и Т-72. Места, этой, в общем-то технически весьма совершенной и уникальной машине, в боевом строю так и не нашлось."
Источник: Самоходный паром ПММ-2 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Техническое описание ПММ-2. Паром состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов (называемых в просторечии "лодками"), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду (машина способна плавать с понтонами, находящимися в транспортном положении) или до входа в воду с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром.
Машина имеет трехместную кабину с фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный двухканальный (т.е сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 28м.). Система водооткачки состоит из трех центробежных насосов общей производительностью по 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов. Экипаж парома 3 человека.
...
Максимальная мореходность 2 балла ( для сравнения - ГСП - 3 балла, ПТС-М 4-5 баллов. Т.е. применение машины при сильном волнении затруднено). Удельное давление на грунт 0.85 кг/кв.см., что считается низким показателем проходимости (по советским стандартам целесообразным считается удельное давление на грунт от 0.62 до 0.83), что не обеспечивает машине свободный въезд в воду и выезд на заболоченных и топких берегах.
...
Автору неизвестно в каких инженерных частях и в каких количествах имелись ПММ или ПММ-2 на вооружении. Вероятно, ими должны были заменить в переправочно-десантных батальонах ГСП и ПТСы. Однако ГСП выпускался вплоть до 1991 года, ПТС же получил свое дальнейшее развитие ( ПТС-М, ПТС-2, ПТС-4) и активно используется во втором десятилетии XXI века."
Источник: Самоходный паром ПММ-2 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2

"Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.
Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100-мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались.. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.
Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ - противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро-вентиляционную установку.
...
Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.
Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

ГМЗ - 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника."
Источник: Гусеничный минный заградитель ГМЗ (Изделие 118) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2, Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Механизм выкладки мин — в походном положении

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2, Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

"Заметки Юрия Георгиевича Веремеева:
Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки - занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская - не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа - от машины ничего не останется.
ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил."
Источник: Гусеничный минный заградитель ГМЗ (Изделие 118) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Памятник инженерным войскам — ИМР на постаменте

Памятник сооружён силами военнослужащих в/ч 73420. Воинская часть ведёт свою историю с отдельной роты, сформированной в 1951 году для разминирования территории под строительство Сталинградской ГЭС. Военнослужащие выполнили комплексное глубинное и поверхностное разминирование. В ходе работ найдено и ликвидировано 288 авиабомб, 2528 снарядов артиллерии, 725 минометных мин.
В 1955 году роту переформировали в отдельный учебный переправочно-десантный батальон. В октябре того же года в войска впервые выпущены специалисты — механики-водители амфибийной техники.
В 1998 году на базе части открылся 187-й учебный центр подготовки специалистов для инженерных войск. Вот к двадцатилетию учебного центра и был построен памятник инженерным войскам.

Инженерная машина разграждения

"Инженерная машина разграждения ИМР предназначена для оборудования колонных путей, проделывания проходов в зонах сплошных лесных или городских завалов, образовавшихся после применения ядерного оружия или же массовых авиабомбардировок. С этой целью машина оснащена мощным универсальным бульдозерным оборудованием и телескопическим манипулятором.

Универсальное бульдозерное оборудование, управляемое механиком-водителем со своего рабочего места или оператором из башни представляет собой бульдозерный нож с лыжей для регулировки заглубления отвала, который может устанавливаться при помощи гидросистемы (без выхода экипажа из машины) в двухотвальное (как показано на снимке в начале статьи) положение, бульдозерное положение (как показано на снимке справа), грейдерное положение (одно крыло повернуто назад как в двухотвальном положении, другое вперед), причем бульдозер может перекашиваться в поперечном направлении. В транспортном положении бульдозерное оборудование может закидываться назад.
Это позволяет бульдозерным оборудованием выполнять следующие работы:
1. В двухотвальном положении - прокладка колонных путей (за счет удаления в обе стороны от маршрута снега, кустарника, обломков, грунта, невзрывных заграждений и т.п.) для движения колесной и гусеничной техники.
2. В бульдозерном положении - отрывка котлованов, оборудование спусков, срезание косогоров, устройство переходов через противотанковые рвы, контрэскарпы.
3. В грейдерном положении - прокладка колонных путей (за счет удаления в одну строну от маршрута снега, кустарника, обломков, грунта, невзрывных заграждений и т.п.) для движения колесной и гусеничной техники, создание поперечного профиля грунтовых дорог, отрывка кюветов, срезание косогоров.

Телескопический стреловой рабочий орган, управляемый оператором из башни позволяет с помощью захвата-манипулятора захватывать и перемещать различные предметы (обломки, столбы, стволы деревьев, различные другие предметы) массой до 2 тонн. Причем, все это выполняется без выхода экипажа из машины. С помощью, имеющегося в комплекте машины скребка, который устанавливается на захвате-манипуляторе возможны тонкие бульдозерные работы или экскаваторная работа."
Источник: Инженерная машина разграждения ИМР (Объект 616) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
Собственно, только эти два вида рабочего оборудования и имелись в первом варианте машины. Естественно, что уже эти возможности вызывали восторг у тех, кто видел работу ИМР впервые. Но одновременно, у военачальников аппетиты тут же росли. Хотелось универсальности: "А как бы сделать так, чтобы она могла еще и.... ". Можно, отвечали конструкторы. И стали добавлять оборудование. Так появились ИМР-2, а потом и ИМР-3. На машину навешивали оборудование для траления мин, ставили установки для пуска удлиненных зарядов разминирования, пытались заставить машину работать под водой, придать ей возможности БРЭМ. Многое из этого нашло свое успешное применения на машине."
Источник: Инженерная машина разграждения ИМР (Объект 616) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
С опытным экземпляром этой машины автор встретился летом 1969 года в Калининградском высшем военно-инженерном училище, где она проходила войсковые испытания. Тогда она именовалась АСМ (аварийно - спасательная машина).

В войсках машину встретили настороженно. Все же она была дороговата, моторесурс тоже стоил дорого. Использовать ее в повседневности так, как использовали БАТ-М, не решались, опасались за прочность гидрозамков бульдозерного оборудования. По большей части использовали телескопическую стрелу. Она оказалась незаменима для выполнения грузоподъемных работ, когда требовалась высокая точность(например, опускание обсадных труб в скважину, установка бетонных плит ограждения). Опытные операторы могли захватом стрелы закрывать коробок со спичками, лежащий на земле. В нашем батальоне два прапорщика изощрялись передавать от машины к машине сигарету, причем тот, кто принимал сигарету, принимал ее ртом.

Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной способной работать возле разрушенного ядерного реактора. Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стрежней с ядрным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.

Едва ли не все, стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМРов среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.
"
Источник: Инженерная машина разграждения ИМР (Объект 616) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Путепрокладчик БАТ-М

"Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ."
Источник: Путепрокладчик БАТ-М на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина 4.5.м.) и грейдерное (ширина 4.0.м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины."
Источник: Путепрокладчик БАТ-М на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода. Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
...
Для транспортировки по железной дороге крылья бульдозера отделяются от рамы и укладываются на специальные стойки, рама с устройством перекоса разделяется на две части и укладывается на платформу позади кабины. В этом виде БАТ-М имеет туже габаритность по ширине, что и танк.
Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов."
Источник: Путепрокладчик БАТ-М на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Примечение от Юрия Георгиевича Веремеева:
БАТ-М это именно путепрокладчик, а не бульдозер подобно тракторным бульдозерам типа С-100. Он не предназначен для отрывки котлованов. Его мощность достигается высокооборотным дизельным двигателем. Как известно, мощность двигателя и его крутящий момент это не одно и то же. Поэтому БАТ-М роет куда хуже нежели трактор. Использование БАТ-м для отрывки котлованов это вынужденная мера, диктуемая боевой обстановкой.

Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебедку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебедкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебедка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа еще и саперное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая. "
Источник: Путепрокладчик БАТ-М на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Машина для отрывки котлованов МДК-2М

"Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт выбрасывается вправо от котлована в виде бруствера. Довольно большая высота бросания грунта приводит к тому, что разработанный и выброшенный грунт достаточно уплотнен.При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход машина снимает слой грунта 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Создание аппарелей достигается тем, что с началом работы механик-водитель постепенно опускает рабочий орган, а в конце котлована постепенно поднимает его. Для второго и последующих проходов этого уже делать не требуется, поскольку сама машина меняет свой угол уклона. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов."
Источник: Машина для отрывки котлованов МДК-2м на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Заметки на полях от Юрия Георгиевича Веремеева: Рабочий орган, образно говоря, представляет собой пятилопастный пропеллер, который, вращаясь, режет грунт и отбрасывает его назад подобно тому. как это делает самолетный пропеллер с воздухом. А позади пропеллера находится метатель наподобие беличьего колеса. Его лопасти подхватывают грунт и с силой бросают его вверх вправо. Выброшенный грунт уже настолько уплотнен, что на нем стоишь, как на твердой земле.
...
Машина прочная, надежная, безотказная. В армии не было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская "перестройка") более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины).
"
Источник: Машина для отрывки котлованов МДК-2м на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

ИРМ «Жук»

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Вид с кормы: демонтированы винтовые движители в защитном кольцевом канале с поворотными рулями.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

От системы движения на плаву остались только редукторы.

"Инженерная разведывательная машина ИРМ предназначена для ведения инженерной разведки местности и водных преград на путях движения войск. Машина плавающая. Бронированный корпус, наличие пулемета в бронебашне позволяют использовать машину вблизи переднего края или в ближнем тылу противника.
ИРМ обеспечивает получение следующих разведданных:
1. О водной преграде - ширина, глубина, скорость течения, плотность дна, уклоны берегов, наличие навигационных препятствий, подводных заграждений и мин, толщина льда (при наличии льда).
2. О маршрутах движения и местности - проходимость местности, грузоподъемность и иные параметры мостов, наличие и глубины бродов, наличие минно-взрывных и невзрывных заграждений, уклоны местности, несущая способность грунта, зараженность местности отравляющими веществами, уровни радиоактивного заражения местности."
Источник: Инженерная разведывательная машина ИРМ на сайте Юрия Григорьевича Веремеева

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части — аналогичны БМП

"Инженерный разведчик ИРМ в разведке действует в составе инженерного разведывательного дозора, усиленного саперным отделением со средствами разведки и преодоления МВЗ. С выходом общевойсковой разведки на противоположный берег начинается разведка водной преграды. В соответствии с поставленной задачей, командир машины уточняет границы переправы. Одновременно саперы – разведчики проводят разведку прибрежной полосы на наличие МВЗ.
При использовании РШМ-2 надо учитывать, что ширина его поиска обеспечивает безопасность машины только при прямолинейном движении. Повороты допускается проводить не более чем на 9 град. и на участке не меньше 10 м. Угол поворота контролируется по курсоуказателю машины. С выходом машины к воде миноискатель переводится в походное положение. Пенетрометром определяется проходимость дна у уреза воды, уточняют направление створа движения машины по воде. Запись профиля дна производят на плаву эхолотом. Количество заездов определяется размерами участков переправ и на участке может составлять два-три и более. В одном из заездов определяется скорость течения реки. Машина останавливается, и механик–водитель, увеличивая (уменьшая) обороты, удерживает машину неподвижно относительно створных знаков на берегу. По количеству оборотов тахометра определяется скорость течения.
Так же в одном из мест входа в воду определяется ширина реки по сетке перископа ПИР-451 или прибора ДСП-30. При обнаружении мин в воде в зависимости от обстановки производится поиск нового участка или разминирование. Разминирование производиться только после удаления машины на берег. Результаты разведки водной преграды оформляются в виде карточки инженерной разведки, основу которой составляет профиль основного створа переправы. Применение ИРМ позволяет сократить время на разведку водной преграды в 1,5-2 раза."
Источник: Подводная лодка инженерных войск. Часть 2

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Манипулятор миноискателя широкого захвата РШМ-2 в походном положении.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Миноискатель РШМ-2 предназначен для обнаружения мин в металлическом корпусе во время движения ИРМ.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Дальность обнаружения противотанковой мины типа ТМ-62 с помощью РШМ-2 — 1 метр. При обнаружении мины машина автоматически останавливается. Механик-водитель подает машину назад, а саперы уточняют месторасположение мины с помощью ручных миноискателей ИМП или РВМ-2.

"Собственно, это больше громкое название ИРМ, чем действительно новое слово в инженерном деле. С таким же успехом практически весь комплект средств инженерной разведки перевозился на обычном БТР-60 (позднее БТР-70). Все равно каждый прибор сапер берет в руки и шагает работать с ним. К тому же личный состав размещается в БТР с гораздо большим комфортом, скорость у БТР гораздо выше при практически той же проходимости, что и ИРМ. Да и очень уж шумный выхлоп двигателя у ИРМ (мертвого разбудит). Кто ездил на МТ-ЛБ это хорошо знает.
Пользоваться машинным миноискателем РШМ согласится разве только пьяный ежик. Штука эта капризная и до невероятности коварная и неверная. Деревянные и пластмассовые мины не обнаруживает. Уж лучше бы ножевой трал спереди навесили.
Машина плохо переносит подрыв на мине - лопается корпус по сварке, разрушается механизм натяжения ленивца, у экипажа тяжелейшая контузия, механик обычно погибает. В то же время БТР из-за довольно большого расстоянии от низа колеса до брони при подрыве на американской мине М-19 отделывается потерей колеса, иногда даже колесный редуктор не повреждается. И после подрыва БТР нередко сохраняет способность двигаться. Экипаж после пары сигарет и полкружки водки также способен продолжать выполнять задачу. Так что в батальонах ИРМы обычно мирно дремали в боксах, а оснащение саперы использовали."
Источник: Инженерная разведывательная машина ИРМ на сайте Юрия Григорьевича Веремеева

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Два кронштейна на кормовом бронелисте — место крепления твердотопливных ракетных двигателей от ЗУР 9М39 — система самовытаскивания машины.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Оригинальная система самовытаскивания машины из заболоченных участков прошла испытания, но на серийные машины не устанавливалась.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Во вращающейся башенке установлен 7,62-мм пулемет ПКТ

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

"Р5 01 109" — это не номер машины. Требует уточнения.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Волноотражательный щиток — на нём размещался один из трёх ультразвуковых датчиков эхолота.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

По результатам войны в Афганистане, ИРМ модернизировали: установлена рубка с пулеметом для обеспечения ведения огня в двух направлениях. Позже в рубке оставили лишь бойницу для стрельбы из личного оружия.

ИРМ «Жук», Выставка инженерной техники в ПКиО «Волжский»

Перископ ПИР-451 в рабочем положении

Установка разминирования УР-77 «Метеорит»

"Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-77, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.
Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.
Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели."
Источник: Установка разминирования УР-77 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Установка разминирования состоит из базовой машины в качестве которой выступает доработанное шасси самоходной 122 мм. гаубицы 2С1 "Гвоздика", башенной установки, в которой размещаются пусковые направляющие для двух ракет, двух отсеков с секциями детонирующего кабеля УЗП-77 или УЗП-67, двух ракет типа ДМ-140. Боекомплект установки состоит из двух удлиненных зарядов разминирования с твердотопливными буксирными ракетами. Один заряд - один проход, т.е. установка одним боекомплектом может проделать два прохода, каждый из которых имеет размеры 93х6м. Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Запуск зарядов производится с короткой остановки. Возможен запуск зарядов, когда машина находится на плаву (проделывание проходов в минных полях, расположенных на берегу водной преграды). Использование (запуск) зарядов, снятых с машины не предусмотрено.

От Юрия Георгиевича Веремеева: Ни разу не видел пуска зарядов с воды и верится в такую возможность с трудом. Старт мощной ракеты, тянущей за собой белую колбасу весом более чем в тонну и длиной в сотню метров, зрелище, впечатляющее и на суше. Что-то мнится мне, что бедная установка начнет неуправляемо дергаться и вертеться на воде, норовя улететь вслед за зарядом. Куда полетит тогда заряд? И что из всего этого получится? Отзовитесь, кто служил в морской пехоте и видел пуск УЗП-77 с воды."
Источник: Установка разминирования УР-77 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м. для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подъем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.
После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин. После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.
Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут."
Источник: Установка разминирования УР-77 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Автокран 8Т210

"Автомобильный кран 8Т210 предназначен для подъема и перемещения войсковых грузов массой до 6.3 тонн при максимальном вылете стрелы 3.5м. Базовым автомобилем автокрана является автомобиль-вездеход Урал-375Д(мощность двигателя 180 л.с.), позднее замененный на дизельный Урал-4320. Транспортная скорость автокрана 70-75 км. в час. Запас хода по топливу Урал-375 780 км , Урал-4320 850 км. Общий вес машины 13.6 тонны.
...
Крановое оборудование приводится в действие с помощью электромоторов. Питание электромоторов производится от базового двигателя машины через электрогенератор. С заменой базовой машины Урал-375, который использовал самый дорогой бензин в стране АИ-93, на дизельный Урал-4320 расход топлива уменьшился почти вдвое. и при той же емкости баков соответственно запас хода увеличился также вдвое.

От Юрия Георгиевича Веремеева: В годы службы Чехословакии (1977-82), не раз приходилось отвечать на стеснительные вопросы чешских автомобилистов, мол, тут у нас врут, что эта машина имеет бензиновый двигатель и что бензин использует "супер". Правда ли это? В Европе такой бензин использовали только легковые автомобили представительского класса. И узнав, что да, и что расход бензина "литр на километр", чехи воспринимали это как русский юмор. Они наотрез отказывались верить в такую расточительность."
Источник: Автокран 8Т210 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"При наличии вблизи места работ стационарных трехфазных электросетей напряжением 220 вольт питание кранового оборудования может производиться от них. Для этого в комплекте автокрана имеется бухта силового трехфазного кабеля длиной 100м. и соответствующий электроразъем в силовом шкафу.
В целях уменьшения габаритов машины стрела выполнена телескопической из двух частей. В транспортном положении концевая часть стрелы вдвигается внутрь корневой части стрелы, сокращая вдвое длину стрелы и практически стрела не выходит за габариты базовой машины.

От Юрия Георгиевича Веремеева: Этот автокран разрабатывался для ракетных войск стратегического назначения, однако машина оказалась очень удачной во всех отношениях и как нельзя лучше подходящей для Сухопутных Войск. Поэтому автокран был принят на вооружение для них. Он является основным образцом в Сухопутных Войсках. Все остальные автокраны народно-хозяйственных образцов, например ЛАЗ-690, применяются лишь при отсутствии 8Т-210. Электрический привод управления делает работу на кране не только неутомительной, а даже приятной. Электропечь в кабине крановщика обеспечивает комфортные условия в холодную погоду. Откидные аутригеры обеспечивают машине устойчивость.
Единственным отрицательным свойством 8Т-210 является визжащий звук работающего генератора. Складывается впечатление, что двигатель или генератор доживают свои последние минуты и вот-вот разлетятся на части. Однако идут часы и часы, а кран работает безупречно.
Базовая машина Урал отличается фантастической проходимостью. Если здесь способны пройти танки, то и Урал пройдет. Машина спокойно преодолевает брод, когда вода полностью покрывает капот двигателя и подступает к лобовому стеклу. Автор не знает более проходимой колесной машины. Близок к Уралу ГАЗ-66, а вот Камаз-4310 несколько слабее.
А ракетчикам тогда дали куда как более мощный 8Т26.
"
Источник: Автокран 8Т210 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Экскаватор ЭОВ-4421

"Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 предназначен для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций, районов сосредоточения войск, командных пунктов.
Привод рабочего органа - обратного ковша гидравлический. Давление в системе гидравлики создается от гидронасосов, приводимых в действие автономным дизельным двигателем СМД-14 размещенным на поворотной платформе. Экскаватор не универсальный. Ковш обратного типа на ковш прямого типа не переоборудуется, вследствие чего набор грунта в ковш производится только при движении его сверху вниз. Объем ковша 0.65 куб. м. Наибольшая глубина копания 3.25 м. Производительность при отрывке котлованов 60-70 куб.м в час, при отрывке траншеи 50-60 куб.м. в час."
Источник: Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Подъем и опускание аутригеров производится гидравликой без выхода экскаваторщика из кабины, благодаря чему при наличии двух членов экипажа (водителя и экскаваторщика) машина может периодически перемещаться. Это удобно при отрывке траншей. Впрочем, обычная привычка армии экономить на численности экипажей инженерных машин привела к тому, что по штату машиной управляет один человек водитель-экскаваторщик.
Рукоять экскаватора оборудована крюком, что позволяет использовать машину и как автокран грузоподъемностью 3.0 тонны.
Гидравлический привод оборудования обеспечивает экскаваторщику возможность очень точно управлять ковшом, заглублять ковш в грунт принудительно, что очень важно при разработке мерзлых грунтов, обкапывании и удалении крупных камней и т.п."
Источник: Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
Не смотря на то, что в войсках имеются гораздо более производительные машины (например МДК-3 имеет производительность 500-600 куб.м. в час) оказалось, что экскаваторы по-прежнему нужны. Это выяснилось после того, как был снят с вооружения экскаватор Э-305 и последние машины этого типа были списаны. Выяснилось, что во многих случаях требуется отрывка небольших по размеру котлованов (для блиндажа, ДЗОТа, ДОТа, КНП), а в ряде случаев требуется, чтобы котлован был кроме того сложной фигурной формы. Машины типа МДК или ПЗМ с этой задачей справиться не могут.
ЭОВ-4421 появился в войсках через несколько лет после ухода Э-305 и оказался нужной и полезной машиной. Тем более, что в отличие от гусеничных землеройных машин он гораздо менее габаритен, значительно подвижнее, прост и надежен в управлении.
Вдобавок выяснилось, что попытки создать землеройные машины подобные БТМ или МДК на колесной базе оказались безуспешны. Конструкторы, создав по требованию пехоты и танкистов колесные землеройные машины, способные поспевать за танковыми и автомобильными колоннами, вдруг выяснили, что эти машины копать в общем то неспособны из-за плохого сцепления колес с грунтом. ЭОВ оказался спасением.
"
Источник: Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Путепрокладчик ПКТ

"Путепрокладчик колесный ПКТ относится к классу дорожных машин. Он предназначен для прокладки колонных путей на местности, расчистки дорог от глубокого снега, отрывки дорожных кюветов, планирования грунтовых дорог, создания поперечного профиля дорожного полотна, расчистки дорог и местности от мелких обломков завалов. Ограниченно может использоваться для отрывки котлованов для фортификационных сооружений, танковых окопов, окопов и укрытий для боевой и небоевой техники; оборудования спусков на крутых склонах, контрэскарпах, съездов в воду на крутых берегах водоемов; засыпки воронок, противотанковых рвов; засыпки грунтом, собранных в котлованах фортсооружений и иных земляных работ в грунтах I категории, т.е. машина способна производить некоторые земляные работы в грунтах от песчаного до легкого суглинка. Допустимый боковой наклон при работе до 15 градусов, крутизна подъема или спуска до 25 градусов.

Машина очень похожа на бульдозер БКТ, однако отличается от нее размерами рабочего органа и возможностью с помощью гидропривода перемещать шарнирно присоединенные к средней части отвала левое и правое крыло вперед и назад, благодаря чему рабочий орган может принимать двухотвальное, грейдерное или бульдозерное положение.
Данной машине безразлично направление движения. Реверсивная коробка передач обеспечивает одинаковую скорость движения и одинаковый крутящий момент в обеих направлениях. Кроме того, механик-водитель, переставляя рулевое управление в левое или правое гнездо и пересаживаясь в левое или правое кресло, расположенные навстречу друг другу, может с одинаковым удобством управлять машиной в обеих направлениях.
Кроме того, машина оборудована тяговой лебедкой и анкерным устройством, обеспечивающих возможность работы на скользкой, вязкой поверхности и повышающих тяговое усилие."
Источник: Путепрокладчик колесный ПКТ на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
Предыстория появления ПКТ начинается с вечной обиды инженерных войск - отсутствия собственного базового шасси, на основе которого можно было бы создавать конкретные машины для инженерного обеспечения боевых действий.
Второй предпосылкой появления собственного шасси было то, что как автомобили, так и гусеничные машины были плохо приспособлены для навешивания на них инженерного оборудования. Инженерные машины на гусеничной базе (обычно на базе АТ-Т) были громоздки и малоподвижны. В результате, инженерные подразделения отставали на марше от мотострелков и танкистов. Особенно заметно это проявилось в августовские дни 1968г. при вторжении в Чехословакию. Это явилось первопричиной создания двух инженерных машин на базе МАЗ-538. Это ПКТ и БКТ. Однако, оказалось, что база МАЗ-538 слишком короткая и на ней невозможно разместить что либо кроме бульдозерного оборудования. Но, взяв его за основу, конструкторы разработали инженерный колесный тягач ИКТ (КЗКТ-538). совершенно ни на что непригодный. Хотя, на его базе были созданы ПКТ-2,. БКТ-2, ТМК, ни одна из этих машин не оправдала возлагавшихся на них надежд.
Пожалуй, ПКТ единственная машина из семейства ИКТ на что-то еще способная. Снег расчищает весьма неплохо, (если он еще не очень слежался). Вполне приемлемо разравнивает глубокие колеи на грунтовых дорогах, срезает мелкий кустарник. Была бы приемлема в качестве грейдера, если бы не слишком короткая база, поэтому создает поперечный профиль дорожного полотна весьма плохо. Кюветы треугольного профиля проделывает удовлетворительно. Однако и здесь обычный автогрейдер лучше из-за гораздо меньшего расхода топлива.
В целом же машина жрет топливо не столько, чтобы делать полезную работу, сколько чтобы таскать свое короткое, толстое и тяжелое тело
"
Источник: Путепрокладчик колесный ПКТ на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 в стиле «Mad Max»

"Быстроходная траншейная машина БТМ-3 относится к классу землеройных машин. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля (глубина 1.1м.) или полного профиля (глубина (1.5м.) в грунтах I-IV категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. В скальных грунтах она не работает.
Траншея может быть прямолинейная или извилистая. Радиус поворота не менее 25 м. Возможна отрывка траншеи ломанного профиля. но для изменения направления необходимо всякий раз выглублять рабочий орган (ротор)."
Источник: Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
Конечно, к началу XXI века БТМ-3 устарела и ей на смену в 1997г. пришла машина БТМ-4М, имеющая несколько большую производительность, но и существенно большие габариты и почти вдвое больший вес. А если принять во внимание, что базовой машиной является танк Т-80, то новая траншейная машина гораздо дороже и сложнее в эксплуатации. Она требует квалифицированного механика-водителя. А где таковых взять сегодня? Срочник за год службы едва ли освоит БТМ-4М, а отыскать контрактника в захолустных городишках или вовсе в лесу, где обычно и стоят саперные батальоны, практически невозможно.
Да и стоит принять во внимание, что изначально БТМ создавался, исходя из масштабов мировой войны с огромной по протяженности линией фронта, с участием огромных масс войск.
Сегодня же большинство военных специалистов полагают, что в обозримом будущем войны будут локальными с участием относительно небольших воинских контингентов и очень маневренными. Т.е. позиционной обороны, требующей траншей большой протяженности, не предполагается. Не окажутся ли невостребованными траншейные машины громоздкие и большой производительности? Быть может вполне достаточно компактной машины типа ПЗМ?
Впрочем, невозможно предугадать характер будущих войн. Остается одно - опять готовиться к прошедшим, а не к будущим войнам.
...
Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Один недостаток, характерный впрочем для всех машин - траншею отрывает не всегда там, где нужно пехоте, а там, где она может пройти."
Источник: Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Танковый мостоукладчик МТУ-55

"Танковый мостоукладчик МТ-55 предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 17 метров. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины.
Базовая машина - танк Т-55 без башни и танкового вооружения. Мощность двигателя 520 л.с., масса 36.5 т., запас хода 330 км, преодолеваемый без подготовки брод 1.4 м., преодолеваемая стенка 0.8 м. Максимальная скорость до 50 км. в час, транспортная скорость по пересеченной местности 20-25 км. в час. Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты."
Источник: Мостоукладчик МТ-55 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 50 тонн.
Мостоукладчик МТ-55 был разработан в Чехословакии в начале семидесятых годов и поступил на вооружение Советской Армии и армий стран Варшавского Договора. В отличие от своих предшественников МТУ и МТУ-20 мостоукладчик МТ-55 имеет иную схему наводки моста, аналогичную схеме наводки французского мостоукладчика АМХ-30 ("ножницы"). На рисунке показаны этапы наведения моста. Сначала мост в сложенном положении поднимается в вертикальное положение, затем он начинает раскладываться с одновременным опусканием на преграду.

Существенным преимуществом МТ-55 перед своими предшественниками является то, что в его комплекте имеется устройство соединения между собой двух и более пролетов. Кроме того мостоукладчик может производить укладку моста, имея дифферент до 15 градусов вперед или назад. Он также может производить укладку моста, находясь под водой. Это позволяет при недостаточной длине моста производить его наращивание, как показано на рисунке."
Источник: Мостоукладчик МТ-55 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
Машина получилась весьма удачная. Система управления наводкой моста имеет два режима - ручной и автоматический. В этом режиме наводку моста может существлять человек имеющий самые минимальные навыки в управлении мостоукладчиком. Сие особенно ценно для Советской Армии, где практически не готовили специалистов по мостоукладчикам, а в инженерно-саперной роте заниматься обучением одного-двух человек было просто некогда. Да и любой механик-водитель танка после получасового объяснения и двух-трех проб уже мог наводить мост.

Существенным недостатком МТ-55 была значительная демаскировка места установки (мудрено не заметить издали десятиметровую махину моста, торчащую вертикально вверх). Однако этот недостаток вполне искупался всеми остальными достоинствами МТ-55. В войсках машину любили и предпочитали ее МТУ-20.
В небольших количествах МТ-55 применялся во время афганской войны 1979-89 годов. Очевидно последние живые экземпляры использовались и в последней чеченской войне 1999-2000 годов.
"
Источник: Мостоукладчик МТ-55 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Танковый мостоукладчик МТУ-20

"Танковый мостоукладчик МТУ-20 предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 18 метров. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины. Был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 16.07.1962 г. Серийно производился с 1963 г. по 1977 г

От Юрия Георгиевича Веремеева: По неизвестным причина в МТУ-20 отказались от крупнокалиберного пулемета и машина фактически оказалась беззащитной, хотя танкисты, занятые своими задачам, не считали нужным прикрывать мостоукладчик после того, как он выполнил свою задачу."
Источник: Мостоукладчик МТУ-20(Объект-155А) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 50 тонн. Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода переводит концевые части моста из транспортного в рабочее положение. Затем в передней части машины на землю опускается аутригер (иначе при выдвижении моста на преграду машина наклонится вперед), мост надвигается на препятствие. Затем машина отходит назад, оставляя мост на препятствии. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или противоположного берега."
Источник: Мостоукладчик МТУ-20(Объект-155А) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"От Юрия Георгиевича Веремеева:
Машина была разработана на замену мостоукладчика МТУ, когда из оперативно - тактических расчетов новой концепции наступления с широким использованием бронетехники выяснилось, что в течение суток наступления танковый (мотострелковый) полк встретит на своем пути не менее двух водных преград шириной более 15 метров. Получалось, что МТУ с длиной моста 11 метров не в состоянии обеспечить преодоление полком таких преград.

Однако стальной мост длиной 20 метров слишком тяжел, большая длина мешала движению по дорогам, по длине он не вписывался в железнодорожные габариты. Пришлось разработать мост со складными концами, переводимыми в рабочее или транспортное положение гидравликой. Для уменьшения веса мост сделали дюралюминиевым. Однако прочность моста оказалась неудовлетворительна. После прохода по мосту 15-20 танков мост приходил в полную негодность. Кроме того он оказался не ремонтнопригодным из-за того, что для его ремонта требовалась аргонная сварка, которой в войсках не было. Много проблем создавала и гидросистема. Приказом МО СССР в мирное время использование моста для реального движения по нему танков было запрещено.

В результате МТУ-20 заменить МТУ не смог и оказался в общем-то декоративной машиной. В боевых условиях его практически не применяли. Снятые с производства МТУ старого образца после поступления на вооружение МТУ-20, в большей своей части использовались в афганской войне 1979-89 годов. Остатки МТУ были по настоянию ряда стран, оценивших превосходные боевые качества МТУ, проданы или переданы им, а Советской Армии остались громоздкие, ломкие, крайне ненадежные, но впечатляющие МТУ-20.
"
Источник: Мостоукладчик МТУ-20 (Объект-155А) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева