Музей истории города-курорта Сочи


Русские укрепления Черноморской береговой линии

План военного укрепления Святого Духа на мысе Адлер, Музей истории города-курорта Сочи

План военного укрепления Святого Духа на мысе Адлер, 1837 год (в честь церковного праздника, в день которого заложили форт). В марте 1854 года укрепление разрушено по итогам Крымской войны. В 1864 году форпост восстановлен.

Лазаревский форт, Музей истории города-курорта Сочи

Лазаревский форт, построенный русскими войсками в 1839 году у устья реки Псезуапсе

, Музей истории города-курорта Сочи

Корвет «Месемврия» и 60-пушечный фрегат «Варна» стояли на рейде в устье реки Сочи, прикрывали строительство форта Александрия. 31.05.1838 корабли попали в шторм и выброшены на берег. Останки кораблей разграблены и сожжены горцами.

Оружие периода русско-турецких войн и присоединения Северного Кавказа к Российской империи

Пистолет солдатский (классический) образца 1809 года. Производство: Тульский оружейный завод, Музей истории города-курорта Сочи

Пистолет солдатский (классический) образца 1809 года. Производство: Тульский оружейный завод

, Музей истории города-курорта Сочи

Тромбон кавалерийский, конец XVIII века

Турецкое холодное оружие: ятаган и солдатская сабля, Музей истории города-курорта Сочи

Турецкое холодное оружие: ятаган и солдатская сабля

, Музей истории города-курорта Сочи

Сапёрный тесак обр.1827 года - тяжелый, толстый клинок широкими долами и обязательной пилой на обухе. Инструмент использовали чтобы копать землю, пилить дерево, рубить фашины (плотные вязанки хвороста для забрасывания рвов).

"Вспомним, что традиционно пистолеты, включая капсюльные, благодаря невысокой надежности кремневого замка первых и низкой скорострельности однозарядных шомпольных пистолей вообще, предпочитали носить парами – до появления первых капсюльных револьверов.
...
«Нюрнбергский» замок пистолета, как и все «европейские» замки, очень массивен. Размеры замка – 142х86х27 мм. Из-за значительной толщины замка наибольшая толщина пистолета достигает 63 мм, что, в совокупности со значительной длиной и весом, делает его малопригодным для какого-либо скрытого ношения.
...
Углубление для затравочного пороха сделано из латуни, во избежание быстрого ржавления и эрозии. Огниво крупное, вытянутое, размером 23х40 мм, с закругленными краями.
Рабочая поверхность гладкая. Боевая пружина расположена перед курком, что и объясняет значительную длину замка. Курок имеет предохранительный и боевой взводы. Амплитуда курка, при постановке на предохранительный взвод, составляет 15 мм. Полная амплитуда, при взведении курка на боевой взвод – 35 мм.
При этом прилагаемое усилие составляет около 8 кг, что вынуждает прилагать значительные усилия при взведении курка. Учитывая его большую амплитуду, пистолет приходится придерживать при взведении за ствол левой рукой. Иначе силы большого пальца правой руки может оказаться недостаточно. Хотя, значительная практика, безусловно, позволяла стрелку манипулировать курком одной рукой.
Прицеливание из пистолета довольно комфортное, но рукоять приходится перехватывать несколько ниже, чем хотелось бы. Спусковой крючок, несмотря на свою форму, довольно удобен в обработке пальцем. Впрочем, спусковые крючки гораздо более поздних французских винтовок семейства Шасспо-Гра обр. 1866-74 гг. имеют схожую «старомодную» форму, что особо не отражается на их эргономичности.
Усилие спуска курка на пистолете около 4 кг. Спуск подпружинен, провал крючка после срыва курка с боевого взвода отсутствует. В целом, спуск довольно комфортный. Удар курка по огниву очень сильный, из-за значительной скорости движения курка. Но, несмотря на мощную боевую пружину и массивный курок, ожидаемого сбивания наводки не происходит. "
Источник: По разные стороны фронта. - Анализ конструктивных и эксплуатационных особенностей русского и кавказского кремневых пистолетов начала ХIХ века.

Артиллерийские орудия XIX века

Каронада, начало XIX века, Музей истории города-курорта Сочи

Каронада, начало XIX века

Каронада, начало XIX века, Музей истории города-курорта Сочи

Предположительно, орудие изготовлено на Каменском чугунолитейном заводе.

Русская пушка, XIX век, Музей истории города-курорта Сочи

Русская пушка, XIX век

Орудия XIX века у входа в музей, Музей истории города-курорта Сочи

Орудия XIX века: две 24-фунтовые пушки, 1/2 пудовый единорог и 1 пудовый единорог

Каронада - гладкоствольное артиллерийское орудие. Изобретателем данного типа чугунных орудий считается генерал Роберт Мелвилл (1759 год). Впервые создано шотландцем Гаскойном на заводе «Каррон» в период с 1769 по 1779 гг.
"При равных калибрах ствол каронады почти вдвое короче, а вес заряда в 3-4 раза меньше чем у пушки. За счёт этого каронады обладали втрое большей скорострельностью, а энергия их отдачи позволяла обойтись без противооткатных устройств. Для крупных каронад разработали специальный орудийный станок. Основа его - платформа, скреплённая с палубой с помощью штыра. Для горизонтальной наводки служили два катка, позволявшие вращать платформу вокруг штыра. Энергия отдачи при выстреле поглощалась трением при движении ствола по желобу в платформе и натяжением брюка — каната, ограничивающего откат орудия."
Источник: Виталий Смирнов, «Семь раз проверь» («Техника-Молодёжи» №07/1981)

Бричка со станковым пулемётом системы Максима

"Поповская, заседательская ординарнейшая бричка по капризу гражданской распри вошла в случай, сделалась грозным и подвижным боевым средством, создала новую стратегию и новую тактику, исказила привычное лицо войны, родила героев и гениев от тачанки. Таков Махно, сделавший тачанку осью своей таинственной и лукавой стратегии, упразднивший пехоту, артиллерию и даже конницу и взамен этих неуклюжих громад привинтивший к бричкам тристапулеметов. Таков Махно, многообразный, как природа. Возы с сеном, построившись в боевом порядке, овладевают городами. Свадебный кортеж, подъезжая к волостному исполкому, открывает сосредоточенный огонь, и чахлый попик, развеяв над собою черное знамя анархии, требует от властей выдачи буржуев, выдачи пролетариев, вина и музыки.
Армия из тачанок обладает неслыханной маневренной способностью.
Буденный показал это не хуже Махно. Рубить эту армию трудно, выловить - немыслимо. Пулемет, закопанный под скирдой, тачанка, отведенная в крестьянскую клуню, - они перестают быть боевыми единицами. Эти схоронившиеся точки, предполагаемые, но не ощутимые слагаемые, дают в сумме строение недавнего украинского села - свирепого, мятежного и корыстолюбивого. Такую армию, с растыканной по углам амуницией, Махно в один час приводит в боевое состояние; еще меньше времени требуется, чтобы демобилизовать ее. У нас, в регулярной коннице Буденного, тачанка не властвует столь исключительно. Однако все наши пулеметные команды разъезжают только на бричках. Казачья выдумка различает два вида тачанок: колонистскую и заседательскую. Да это и не выдумка, а разделение, истинно существующее."
Источник: Исаак Бабель «Учение о тачанке»

, Музей истории города-курорта Сочи

Перевозка пулемета на тачанке расшатывает его станок, поэтому рассеивание пуль выше нормального, приводящее иной раз к невозможности вести стрельбу через головы и в интервалы своих войск

, Музей истории города-курорта Сочи

В этой повозке нет места для помощника наводчика. Он не только подавал и направлял ленту, но и отслеживал нужное количество выстрелов в ленте при стрельбе очередями. Когда очередь нужной длины была выпущена, он останавливал наводчика, положив ему руку на плечо.

, Музей истории города-курорта Сочи

Пулемёт не закреплён, поэтому в поворотах крайне нейстойчив. Способ крепления пулемета на повозких разнился, но всегда допускал быстрое снятие с тачанки.

"Установка пулеметов на повозки - не российское изобретение. Нечто подобное англичане применяли еще в конце XIX века в Африке против местного населения. Известны тачанки были и в немецкой армии периода Первой мировой войны.

В Красной армии подобные технические средства стали применяться уже с начала 1918 года. Один из создателей красной конницы С.М. Буденный вспоминал, что первые фаэтоны для тачанок конфисковали у богачей и лишь позднее стали изготавливать тачанки заводским способом на заводе "Шестерня". Противник тоже широко использовал тачанки. Особую популярность они приобрели у махновцев, в широких украинских степях, где их применяли и как обычное транспортное средство - это делало подразделения высокомобильными.

О происхождении же русского названия спорят до сих пор. Документально известно: в Красной армии 1930-х годов тачанки именовались "тавричанками" - в честь Таврии, где они активно использовались. Но это не меняет сути четырехколесной деревянной рессорной повозки (брички, тарантаса, фаэтона) с установленным на ней пулеметом. В тачанку впрягали до четырех резвых коней, экипаж состоял из двух-трех человек: возница (он же запасной пулеметчик), пулеметчик и помощник пулеметчика. В маневренной по своему характеру войне, где конница нередко определяла исход сражений, тачанка была незаменима. Тем более что в условиях бездорожья и нехватки современной военной техники установить пулемет (чаще всего - системы Максима) на повозку было самым простым решением. В зимнее время пулеметы возили на санях.

Тактика применения тачанок в кавалерийском бою была проста - выехать на фланги позиции противника, развернуться и открыть огонь. Внезапный пулеметный огонь с фланга или тыла практически всегда деморализовывал врага, в лагере которого начиналась паника. Применялась тачанка и для стрельбы из укрытия. Известна тактика "перекатов", когда часть тачанок вела огонь, а другая в это время перемещалась на новую огневую позицию.

Экипажи тачанок должны были обладать отчаянной храбростью, поскольку никакой защиты, кроме небольшого пулеметного щитка, не предусматривалось. Потери были велики. В военной литературе велись дискуссии по вопросу целесообразности бронирования тачанок, но специалисты пришли к выводу, что вес повозки станет неподъемным для лошадей, а повозка утратит мобильность.

Тачанки были незаменимы при отступлении, поскольку позволяли войскам отходить, не прекращая ведение огня. Скорость тачанок могла достигать 40 км/час, что, впрочем, исключало прицельную стрельбу. Поэтому эффектные кинокадры - скорее, попытка выдать желаемое за действительное. Рессоры, конечно, смягчали толчки при движении тачанки, но большинство пуль рикошетило на расстоянии до 1000 шагов. Поэтому инструкции предписывали вести огонь либо со стоящей на месте тачанки, либо при движении шагом по ровной дороге."
Источник: Андрей Ганин «Тачанка. Деревянная повозка идеально подошла к тактике гражданской войны и российскому бездорожью»

Корпус сфероконической мины, Музей истории города-курорта Сочи

Корпус сфероконической мины

, Музей истории города-курорта Сочи

Револьвер, производившийся с 1870 до конца XIX века австрийской фирмой Rast & Gasser. Револьверы Гассера состояли на вооружении австро-венгерской армии, хорошо продавались в Австро-Венгрии и на Балканском полуострове.

Сигнальный фонарь. Начало ХХ века, Музей истории города-курорта Сочи

Сигнальный фонарь. Начало ХХ века

Будёновка пехотинца, Музей истории города-курорта Сочи

Будёновка пехотинца

Курсы радистов-операторов при Краснодарском крайкоме ВЛКСМ

Выпускница Сочинской школы радистов Катина А.Е. с польскими партизанами, 1944 год, Музей истории города-курорта Сочи

Выпускница Сочинской школы радистов Катина А.Е. с польскими партизанами, 1944 год

Пиккель Людмила Витольдовна - в 1942-1943 гг. начальник курсов радистов-операторов при Краснодарском крайкоме ВЛКСМ, Музей истории города-курорта Сочи

Пиккель Людмила Витольдовна - в 1942-1943 гг. начальник курсов радистов-операторов при Краснодарском крайкоме ВЛКСМ

Удостоверение Пиккель Людмилы Витольдовны, Музей истории города-курорта Сочи

Удостоверение Пиккель Людмилы Витольдовны

Занятие в Сочинской школе радистов-операторов, 1942 год, Музей истории города-курорта Сочи

Занятие в Сочинской школе радистов-операторов, 1942 год

Госпитальная база в Сочи

Фотоальбом сортировочного госпиталя №2135, Музей истории города-курорта Сочи

Фотоальбом сортировочного госпиталя №2135

Николай Васильевич Роменский - легендарный врач города-курорта Сочи, приехал в Сочи в 1940 году, Музей истории города-курорта Сочи

Николай Васильевич Роменский - легендарный врач города-курорта Сочи

Начальники эвакуационных и сортировочных госпиталей , Музей истории города-курорта Сочи

Начальники эвакуационных и сортировочных госпиталей располагавшихся в городе Сочи

В начале Великой Отечественной войны кардиолога Николая Васильевича Роменского призвали в армию. Он успел побывать начальником трёх госпиталей в Хосте: №3186, №3806 и №2123. Вместе с ведущим хирургом Е.Л. Андреевой госпиталя № 3186 (позднее санаторий "Прогресс" в Хосте) он разработала метод фумигации, или окуривания ран. На примус ставилась артиллерийская гильза, в которую засыпались хвойные опилки. Вскоре появлялся голубой дымок, содержавший большое количество фитонцидов. Гнойные, долго не заживающие раны через пару недель полностью зарубцовывались. Роменский провёл конференцию для медиков города, на которой продемонстрировал свой метод и раненых, излеченных с помощью сосновых опилок.
Обратите внимание на следующие факты:
Подполковник медицинской службы Роменский вместе с советскими наградами носил Георгиевский крест полученный в Первую мировую войну.
Именно Роменский на торжественном митинге 9 мая 1945 года объявил сочинцам, собравшимся на площади перед Зимним театром, об окончании Великой Отечественной войны.
После войны Роменский был главным терапевтом Сочинского горздравотдела, главным терапевтом курорта Сочи (1954-1966).

20-ая горнострелковая дивизия

У меня давний и стойкий интерес к 20-ой гсд. Интерес этот связан, главным образом, с участием дивизии в боях за прусский город Фридланд.
Музейная экспозиция раскрывает участие 20-й гсд в боях за перевалы Кавказа. Крайне радостно было встретить фамилии, знакомые по боям 1945 года - люди выжили и прошли всю войну.

На момент начала Великой Отечественной войны дивизия дислоцировалась в Ленинакане, затем принимала участие в англо-советской оккупации Ирана. В конце июня 1941 года развёрнута для обороны побережья Чёрного моря. В мае 1942 года дивизию передислоцировали в район Сочи. В 1942—1943 гг. штаб дивизии размещался в здании средней школы № 9 имени Н. Островского г. Сочи.

Командир 174 сп 20-й гсд Ерохин Иван Ерофеевич , Музей истории города-курорта Сочи

Командир 174 сп 20-й гсд Ерохин Иван Ерофеевич (родился 12.11.1895 в Брянске). Участник Гражданской войны, прошёл всю Великую Отечественную войну, имел ранения и награды, уволился из ВС 24.06.1947

Черныш Григорий Кондратьевич (помощник командира 161 осапб по мат.обеспечению), Музей истории города-курорта Сочи

Черныш Григорий Кондратьевич (помощник командира 161 осапб по мат.обеспечению) в армии с октября 1937 года. Обеспечивал сапёров минами, колючей проволокой, горячим питанием и трофейными продуктами.

Командир 61-го артиллерийского полка 20-й гсд Загребин М.И. , Музей истории города-курорта Сочи

Командир 61-го артиллерийского полка 20-й гсд Загребин М.И. (родился 17.01.1904 в Самарканде, в армии с 21.01.1920) - участник обороны Главного Кавказского хребта.

Парадный китель генерал-майора артиллерии Михаила Ивановича Загребина, Музей истории города-курорта Сочи

Парадный китель генерал-майора артиллерии Михаила Ивановича Загребина. Воевал в 20-й дивизии, закончил войну командующим артиллерией 20-го стрелкового корпуса

Капитан медицинской службы Паранзена Фозгеновна Аветикян

Парандзем Вазгеновна Тер-Аветикян родилась 31.12.1913 в селе Бананц (Гардманк). В 1930 году Парандзем закончила педучилище в Киравобаде, работала 4 года в селах Заглик и Кушчи, затем в 1940 году окончила Ереванский медицинский институт и по направлению поехала в село Арцваберд Шамшадинского района Армении.
В августе 1941 году она получила повестку и стала командиром санитарной роты в 20-й гсд, позднее старшим врачом 265 сп, затем 61 ап 20 сд.
В экспозиции - форменное платье капитана медицинской службы П.В.Аветикян (в будущем заслуженного врача Армянской ССР).

В ходе боёв в Краснодарском крае, в районе станиц Смоленская-Мерчанская, 17.01.1943, не дожидаясь прибытия медсанбата, военврач III ранга развернула полевой медицинский пункт, не прекращавщий свою работу даже под бомбёжками. До 26.01.1943 организовала оказание помощи и эвакуацию 268 раненных военнослужащих. Во время освобождения Белоруссии с 26 июня по 27 июля 1944 года капитан медслужбы Аветикян лично оказала помощь не менее чем 100 раненным бойцам и командирам. В том числе, 29.06.1944, рискуя жизнью, лично оказала помощь на поле боя не менее чем 20 раненным. В период с 13 по 29 января 1945 года в 265 сп вынесено с поля боя 454 раненных, каждому из них оказана мед.помощь.

, Музей истории города-курорта Сочи

Младший сержант Екатерина Ивановна Де-Симон (466 зенап ПВО) с сестрой Маргаритой Ивановной (Пугачёвой).

Наградной пистолет ТТ капитана НКГБ СССР Михаила Шамилевича Ташаева, Музей истории города-курорта Сочи

Наградной пистолет ТТ капитана НКГБ СССР Михаила Шамилевича Ташаева (в 02.12.1937 поступил в Ростовскую межкраевую школу ГУГБ НКВД СССР). Иных сведений не имеется.

"Родилась в 1924 году на хуторе Мацеста в семье Иоанна Константиновича и Елены Александровны Де-Симон. Раннее детство провела с родителями на хуторе и всю жизнь вспоминала этот период как самый светлый и счастливый в ее жизни.
...
Училась Катюша в Гагрской средней школе N 2. В старших классах стала мечтать об авиации, и в 9-м классе поступила в планерный клуб. Летала на планере, и всегда вспоминала то удивительное ощущение тишины и свободы, которое испытывала в полете: «Летишь, как птица – чуть уклонишь тело вправо, и планер летит вправо, чуть отклонишься назад и взмываешь в небо…» Тогда шефствовала над планерной школой Валентина Гризодубова. 20 мая 1941 Екатерина встречалась в Сочи с Мариной Расковой, в полк которой она стремилась попасть. В летное училище в Гори из планеристов принимали только мужчин. Екатерина осталась в планерной школе инструктором.

Когда при мобилизации девушек 15.04.1942 сестре Маргарите пришла повестка, Екатерина добровольно, из 10 класса пошла с ней в армию, на действительную военную службу. Служила в Батуми, в 466 зенитно-артиллерийском полку, тогда всех почти мужчин отправили на фронт, остались немногие офицеры, и на защиту воздушных границ над Черным морем, в 17 км от территории союзника фашистской Германии - Турции, встали девушки - зенитчицы, связистки, разведчицы. Екатерина служила в должности командира отделения разведки, в звании младшего сержанта. С 16.01.1942 по 18.11.1943- в составе Действующей армии в г. Батуми. Демобилизовалась 12.07.1945. Награждена медалями "За Оборону Кавказа", "За Победу над Германией", «Орденом Отечественной Войны 2 ст.» и др.
Источник: Екатерина Ивановна Десимон"

Аварийно-спасательный скафандр «Сокол КВ-2»

"С учетом того, что наличие системы водяного охлаждения осложняет эксплуатацию как скафандра, так и корабля и в ней нет крайней необходимости (так как условия эксплуатации, в том числе время полета в разгерметизированной кабине для КК Союз-Т сохраняются такими же как и для КК Союз), было принято решение о дальнейшей отработке скафандра СОКОЛ-КВ для корабля Союз-Т уже без водяного охлаждения.
...
В 1979 году были проведены заводские испытания СК и системы, а также совместные испытания в макете возвращаемого аппарата.
Накопленный при испытаниях опыт показал, что при всех преимуществах поперечный разъем оболочки не обеспечивал достаточной надежности. Одной из главных причин этого было отсутствие в нашей промышленности силовых застежек-молний с надежным разъемным звеном, что могло приводить к неправильному их закрыванию.
Для того чтобы обеспечить необходимую надежность при сохранении основных преимуществ конструктивной схемы скафандра СОКОЛ-КВ, совместно с заказчиком было принято решение о частичной модификации скафандра с присвоением модернизированному скафандру индекса СОКОЛ КВ-2. В этом скафандре вместо поперечного разъема был выполнен передний распах в виде клина, направленного острием вниз с двумя неразъемными молниями по его сторонам. Для герметизации вновь был применен аппендикс. При этом сохранялись такие преимущества скафандра СОКОЛ-КВ, как меньшее время надевания (молния вместо шнуровки и отсутствие затяжки ворота), увеличенный шлем с большим обзором, размещение регулятора давления в наиболее удобном для досягания месте и совмещение его функций с функциями клапана подсоса. Сохранялась также конструкция рукавов, оболочки ног, перчаток.
В связи с изъятием системы водяного охлаждения, трубки системы внутренней вентиляции скафандра были перенесены на оболочку СК. Разъем ОРК-21, включавший линии вентиляции, кислорода и электропитания, был заменен на два шланга с байонетными разъемами на свободных концах и отдельный электроввод (по аналогии с коммуникациями скафандра СОКОЛ-К).
...
Скафандры СОКОЛ КВ-2 успешно эксплуатируются и по сей день на кораблях Союз-ТМА, в том числе экипажами МКС."
Источник: И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщк, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий «Космические скафандры России»

Аварийно-спасательный скафандр «Сокол КВ-2», Музей истории города-курорта Сочи

Спасательный скафандр не должен мешать космонавту управлять космическим кораблем. Он мягкий, двухслойный (наружная оболочка очень прочная, а внутренняя обеспечивает герметичность, поскольку сделана из прорезиненного материала)

Аварийно-спасательный скафандр «Сокол КВ-2», Музей истории города-курорта Сочи

На модели «Сокол КВ-2» регулятор давления перенесён на грудь — в более удобное для обеих рук место

Аварийно-спасательный скафандр «Сокол КВ-2», Музей истории города-курорта Сочи

Узел крепления и герметизации перчаток скафандра

"Каждый из членов экипажа после изготовления летного скафандра оценивает качество его подгонки, для чего размещается в кресле КАЗБЕК в своем индивидуальном ложементе и «отсиживает» в нем в штатной позе под избыточным давлением в СК в течение 2-х часов (в наземных условиях). По результатам этой работы проводится переподгонка или доработка скафандра. Следующий этап оценки — повторение этой же процедуры в барокамере с имитацией штатной подачи кислорода в шлем скафандра. Последний этап оценки — примерка СК перед полетом на Байконуре и «отсидка» в нем в СА реального корабля. В лаборатории Звезды на Байконуре проводятся также окончательная проверка скафандра и его предполетная подготовка.
...
Для предполетной проверки скафандров Звездой разработана специальная наземная испытательная аппаратура, и комплект приспособлений Вентиляция скафандров в процессе примерки экипажей на Байконуре осуществляется воздухом от наземных источников космодрома. Для вентиляции скафандров во время следования космонавтов на стартовую позицию были разработаны специальные переносные вентиляционные установки (ПВУ). В их состав входят вентилятор, обеспечивающий забор атмосферного воздуха и подачу его в скафандр, и автономный источник электропитания (рис. 7.6-7). ПВУ укомплектовано также теплообменником, который в случае необходимости может охладить поступающий в скафандр воздух за счет таяния льда, закладываемого в него перед использованием."
Источник: И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщк, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий «Космические скафандры России»

Космическая программа «Союз — Аполлон»

Ю.А. Гагарин в Сочи

Спускаемый апппарат космического корабля «Союз-9»

Аварийно-спасательный скафандр «Сокол К» В.И. Севастьянова

"Рассматривалось несколько вариантов защитного снаряжения: использование различных типов высотного костюма с пневмомеханической компенсацией избыточного давления в гермошлеме и облегченного скафандра на основе авиационного скафандра СОКОЛ. Были проведены примерки макетов такого снаряжения с ложементами кресел, анализ возможных схем кислородного питания и их массы. В качестве оптимального варианта было выбрано использование облегченного скафандра с мягким несъемным шлемом с откидывающимся смотровым стеклом и с СОЖ открытого типа, рассчитанной на 2 часа работы.
Принятый за прототип авиационный скафандр СОКОЛ потребовал, однако, существенной доработки. В первую очередь это коснулось шлема: вместо жесткого поворотного шлема с шейным гермоподшипником, был спроектирован и смонтирован на оболочке облегченный мягкий шлем, переднюю часть которого составляло откидное остекление (иллюминатор), имевшее вид части сферы, а затылочная часть была выполнена мягкой, как продолжение оболочки корпуса скафандра (силовая оболочка плюс герметичная). По нижнему обрезу остекления располагался разъем шлема, состоящий из двух полурамок шарнирно соединенных в зоне ушей.
...
Новый скафандр для КК Союз получил название СОКОЛ-К («СОКОЛ космический»). Масса скафандра составляла 9-10 кг, время одевания было равно 10-12 мин, время пребывания в холодной воде — до нескольких часов. Для обеспечения остойчивости и удобного положения в СК на плаву предусматривалось использование специального плавательного ворота (из комплекта НАЗ'а — носимого аварийного запаса корабля).
...
Скафандр СОКОЛ-К по принятой схеме работы - вентиляционного типа. В герметичной кабине он вентилировался кабинным воздухом, который поступал в шлем, в рукава и к ступням ног.
При разгерметизации кабины (при падении давления в ней до величины 600 гПа) автоматически включалась подача газовой смеси в шлем скафандра, а подача воздуха от вентиляторов прекращалась (шлем СК должен был быть закрыт вручную на всех опасных участках полета). Подаваемая газовая смесь содержала 40% кислорода с тем, чтобы не закислороживать кабину корабля.
Выход газа из скафандра осуществлялся через регулятор давления, поддерживающий в СК абсолютное давление порядка 400 гПа. Регулятор давления служил также предохранительным клапаном скафандра. На шлеме размещался клапан подсоса, обеспечивавший дыхание космонавта атмосферным воздухом после окончания подачи газа в шлем (при закрытом иллюминаторе).
...
27 сентября 1973 года — началось штатное применение скафандров СОКОЛ-К. Первыми их использовали космонавты В. Лазарев и О. Макаров, стартовавшие в этот день на корабле Союз-12 "
Источник: И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщк, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий «Космические скафандры России»

Скафандр В.И.Севастьянова использовавшийся в экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4», Музей истории города-курорта Сочи

Скафандр В.И.Севастьянова использовавшийся в экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4» (май-июль 1975 год)

"Начавшаяся эксплуатация скафандров СОКОЛ-К показала, что они полностью отвечают предъявляемым требованиям, но выявила и ряд недостатков конструкции, работа над устранением которых проводилась на Звезде в последующие годы. На начальном этапе она заключалась в разработке и изготовлении все увеличивавшегося числа новых типоразмеров скафандров и их доводке в процессе примерок и тренировок. Был составлен размерный стандарт скафандров, для чего были проведены специальные обширные антропометрические исследования контингента летчиков ВВС.
К недостаткам оболочки скафандра можно было отнести:
• несоответствие размеров и формы отдельных частей оболочки размерам и форме человека в рабочей позе, задаваемой креслом КАЗБЕК, что вызывало дискомфортные ощущения у некоторых космонавтов при длительном пребывании в скафандре (в основном болевые ощущения под коленями);
• сравнительно большое время надевания скафандра, что особенно нежелательно для случая аварийной ситуации, связанной с потерей герметичности кабины корабля, когда требуется надеть скафандр в максимально короткое время. Этот недостаток был обусловлен конструктивной схемой оболочки, которая применялась на всех предыдущих типах мягких скафандров: передний распах со шнуровкой, наличие так называемой «затяжки ворота» — устройства с тросом и «патефонным» замком для соединения ворота с нижним полукольцом разъема шлема; герметизация скафандра посредством завязывания аппендикса; неудобство пользования регулятором давления, расположенным на правом боку (из-за наличия распаха по оси оболочки); ограниченный обзор из шлема вниз из-за сравнительно большой высоты шейного кольца (нижней полурамки шлема), вызванной наличием устройства для подсоединения ворота.

Существенным недостатком обладала и выбранная схема СОЖ. Из-за дефицита массы на корабле и с учетом небольшого времени работы в разгерметизированном СА была выбрана минимально возможная величина подачи газовой смеси в скафандр (20 нормальных литров в минуту или 50 литров, приведенных к давлению в СК). Эта подача обеспечивала унос углекислоты и влаги из шлема скафандра, но не могла существенным образом обеспечить тепловой режим человека в аварийной ситуации, особенно в случае увеличения физической нагрузки экипажа. Использование вместо чистого кислорода газовой смеси, содержащей лишь 40% кислорода, также не способствовало высокой работоспособности экипажа."
Источник: И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщк, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий «Космические скафандры России»

Унифицированная система водообеспечения, Музей истории города-курорта Сочи

Унифицированная система водообеспечения

Дневной рацион космонавта, Музей истории города-курорта Сочи

Дневной рацион космонавта (первые полёты в космос, питание ещё в тюбах)

Комбинезон «Форель», полётный костюм, скафандр «Сокол К», Музей истории города-курорта Сочи

Комбинезон «Форель», полётный костюм, скафандр «Сокол К»

, Музей истории города-курорта Сочи

Радиостанции «Прибой» для связи космонавтов с поисковыми группами