Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1. Официальный сайт Танковый музей Кубинка. Проезд пригородным поездом от Белорусского вокзала до станции Кубинка, далее – на маршрутном такси №59 до остановки «Танковый музей».
Навигация по странице:
Бронетехника Великобритании
Самоходный огнёмёт «WASP» Mk II на базе бронетранспортёра Universal Carrier
Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd mod.1931
Лёгкий танк Vickers-Armstrong
Огнеметный танк Mk IV Churchill-crocodile
Тяжелый танк Mark V
Бронетехника США
Средний танк M3 Lee
БТР Armoured Personnel Carrier M113
Основной танк M60A1
Лёгкий танк M3
«Магах-5» — модернизация американского танка M48A5 для армии Израиля
Бронетехника Франции
Лёгкий танк AMX-13
Средний танк Somua S-35
Румынская копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillett
Лёгкий танк Renault FT-17 (Automitrailleuse a chenilles Renault FT modele 1917)
Чехословацкая бронетехника
Бронетехника Японии
Средний танк 41.M Turan II
105-мм венгерская САУ 40/43M Zrinyi
Шведский основной боевой танк Strv-103B
Бронетехника прочих стран
Дополнительно:
Немецкая бронетехника. ЦМБВиТ
Легкобронированные машины. ЦМБВиТ
Советские танки. ЦМБВиТ
Советские САУ. ЦМБВиТ
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
"В конце 1930 года на английской фирме Vickers Armstrong разработали проект легкого плавающего танка. Его прототип, изготовленный к началу апреля следующего года, прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси. Первоначально новая машина именовалась в документах как «Vickers-Carden-Loyd amphibious tank».
Танк имел клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальзы. Танк имел блокированную подвеску, состоящую из двух двухкатковых тележек (на борт). В качестве упругого элемента использовались четвертьэллиптические листовые рессоры.
Ведущие колеса располагались впереди, а в качестве направляющих колес использовались вторые катки задних тележек (следует отметить, что конструкция ходовой части во многом была заимствована у легкого 3-тонного трактора, разработанного фирмой Vickers в 1929 году). На танке устанавливался карбюраторный 90-сильный двигатель Maedows EST, позволявший 2,75-тонной машине развивать скорость до 50 км/ч на суше и до 9 км/ч на плаву. Движение на плаву осуществлялось при помощи гребного винта и кольцевого руля. Двигатель с радиатором и четырехскоростной коробкой перемены передач были размещены в корпусе справа, а слева находилась рубка механика-водителя и башня.
После окончания испытаний опытного образца в конструкцию амфибии был внесен ряд изменений, и в сентябре 1931 года фирма Vickers Armstrong по заказу британской армии изготовила два танка, получивших обозначения А4Е11 и А4Е12, различавшиеся между собой конструкцией гребных винтов и рулей. Однако английское военное министерство не проявило большого интереса к плавающим машинам, ограничившись закупкой двух вышеупомянутых образцов. Поэтому фирма Vickers проводила активную рекламу своей плавающей машины, фото которой часто мелькали в военных журналах и газетах того времени. Как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, фирма рассчитывала на зарубежные заказы из стран «второго мира». Надежды руководителей фирмы Vickers Armstrong оправдались, правда, объем закупок был значительно меньше, чем в случае с 6-тонным танком Vickers. 29 амфибий закупил Китай, по два танка приобрели Голландия и Сиам (Таиланд). Один плавающий Vickers-Carden-Loyd был отправлен для испытаний в Финляндию, военные которой проявили интерес к танку-амфибии. Но после всесторонних испытаний финны отказались от закупки машины и ее вернули в Великобританию."
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»
"Среди стран, заинтересовавшихся амфибией Vickers-Carden-Loyd, был и Советский Союз. Получив информацию об испытаниях нового английского плавающего танка, руководство Управления механизации и моторизации РККА 5 февраля 1932 года заказало фирме Vickers через представителей советской внешнеторговой фирмы Arcos Ltd. (All Russian Cooperative Society Limited) восемь амфибий Vickers-Carden-Loyd. В июне 1932 года были отправлены в СССР первые из заказанных танков, а последние машины прибыли 22 октября того же года.
Прибывшие амфибии прошли испытания на НИБТ полигоне под Москвой, а также были отправлены на заводы и в танковые части для изучения. Следует отметить, что первые амфибии Vickers-Carden-Loyd прибыли в Советский Союз уже тогда, когда были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих танков Т-33, Т-41 и Т-37. Поэтому утверждение о том, что большинство технических решений первых образцов отечественных амфибий (в особенности Т-33) было скопировано у английской машины, является некорректным."
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»
M4A2 76(W) Sherman. 1944г, подвеска HVSS, мокрая боеукладка. Танк назван в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана
Лёгкий танк M5A1 Stuart назван в честь американского генерала времён Гражданской войны Джеба Стюарта
"Обычно то, что приводится в Кубинку из-за рубежа, остается там, либо уходит уже на гвозди. Тем не менее, был в истории один случай, когда трофей, прибывший из-за рубежа, спустя долгое время вернулся на историческую родину. Речь идет о вот этом танке - "Магах-3" с навесной динамической защитой Blazer. Данная машина была затрофеена сирийцами в Ливане во время боев 1982 года. Считалось, что экипаж данного танка пропал без вести, но в ходе раскрутки истории выяснилось, что это не так. Данный танк принадлежал замкомбату-362 Миха Ливне. Точнее дело было так: выяснилось, что в его танке забарахлила рация, поэтому он пересел со своего танка на этот. И пошел в бой, который проходил в районе Султан-Яакуб, умудрился найти место, где танк засел, после чего с экипажем сделал ноги (подробнее тут). Ну а танк поехал в Советский Союз. Считается, что динамическая защита с этого танка стала база для советской ДЗ, но и это немного не так. Просто лишнее доказательство, что динамическая защита нужна. После изучения танк ушел в музей, откуда его периодически доставали, и на нем катали генералов. За дикую прожорливость его прозвали "истребителем бензина". "
Источник: Трофей с Голан: yuripasholok — ЖЖ
Этот танк получили из Израиля в 2016 году в обмен на «Магах-3» номер 817581, захваченный сирийцами в бою у Султан-Якуба в 1982 году
Магах (Magach — «удар тарана») — наименование американских танков M48 и M60, состоявших на вооружении армии Израиля.
"Да, этот самый Magach 5, который поменяли на затрофеенный в 1982 году танк. Может быть, прозвучит это немного забавно, но в целом Кубинка в этой сделке выиграла больше.
Во-первых, новый экспонат, точнее, в обмен на старый. Во-вторых, что немаловажно, ходовой.
В-третьих, поменяли машину замкомбата, который ее пролюбил военно-морским способом, на отремонтированный танк комбата."
Источник: Magach 5 в Кубинке: yuripasholok
Лёгкий танк сопровождения R35 (Char leger d'accompagnement 1935 R) – передан в экспозицию парка "Патриот"
"Как и другие французские танки из коллекции парка "Патриот", SOMUA S 35 имел бурную историю. Машина с регистрационным номером 10672 была построена в 1939 году в рамках контракта № 80 353 D/P. Эти танки строились для комплектации 3 DML, в ее составе данная машина и воевала. После окончания французской кампании танк попал в немецкую армию. Там он получил обозначение Panzerkampfwagen 35S 739(f), на него установили немецкую радиостанцию и переделали командирскую башенку. Данная машина провоевала до осени 1944 года в составе Pz.Abt. 211, к тому моменту ее покрыли циммеритом."
Источник: SOMUA S 35, парк "Патриот": yuripasholok
"Pz.Kpf.35S 739(f) из состава Pz.Abt.211, башенный номер 121, подбитый и захвачнный танкистами 38 ГвТБр в сентябре 1944 года в Карелии. Именно эта машина сейчас находится в экспозиции парка "Патриот", правда, уже без циммерита. Кстати, Hotchkiss H-39 оттуда же, башенный номер 123."
Источник: Карельский пленник: yuripasholok
Транспортёр передан в экспозицию парка Патриот».
Находясь ещё в качестве союзника румынская армия в 1937 г. пожелали иметь на вооружении транспортер, аналогичный французскому. Для этого была приобретена лицензия, а также отдельные узлы и агрегаты, поставку которых осуществлял концерн АМХ. Производство румынского варианта наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте в начале 1939 г. под названием Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE). По плану предстояло построить 300 машин, но в связи с поражением Франции поставки комплектующих прекратились и в марте 1941 г., после сборки 126 транспортеров, их выпуск завершился. В основном эти машины передавались механизированным кавалерийским полкам, где UE вводили в состав противотанковых подразделений и в основном использовались как тягачи для французских пушек 47мм Schneider Modele 1936 и транспортеры снаряжения. К 1943 г. уцелело не более 50 транспортеров, 33 из которых продолжали использоваться для обучения танковых экипажей и ещё 17 были доработаны фирмой Malaxa для буксировки немецкой противотанковой пушки 5,0сm Рak L/60.
Источник: перевод статьи из англоязычной Википедии
"Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F из парка "Патриот" в очередной раз переделали с точки зрения внешнего вида. По одним данным, машина имеет серийный номер 793, по другим (информация на музейной табличке, ныне срезанной), серийный номер у машины 965. Ныне она перекрашена как Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, захваченный советскими войсками в исправном состоянии в июле 1941 года. Позднее эта машина проходила полигонные испытания сначала в Кубинке, а затем в Казани."
Источник: Прага в новом окрасе: yuripasholok
"Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103, он же S-Tank. Вот лишь небольшая часть особенностей этой машины: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, регулируемая подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). В общем, шведские конструкторы смогли удивить мир. Strv 103 не появился сам по себе, по наитию. Значительная часть компонентов, из которых потом «сложили» этот танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых машин."
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru
"История появления этого танка в Кубинке довольно туманна. То ли его, вместе с Strv 74, подарили, то ли поменяли. Так или иначе, в музей попала редкая машина. Дело в том, что это Strv 103 нулевой серии, причем попавший в Кубинку танк оказался самым ранним из сохранившихся. Поскольку на танках нулевой серии отрабатывали различные технические элементы, сейчас машина заметно отличается от танка оригинальной конфигурации."
Strv 103 0-serie из Кубинки: yuripasholok
Шведский основной боевой танк Strv-103B отличается низким силуэтом с акцентом на выживаемость танка и повышенный уровень защиты экипажа
Основным орудием является лицензионная нарезная 105-мм пушка L74 оснащённая механизмом автоматического заряжания
Модификация Strv-103В оснащена газотурбинным двигателем мощностью 490 л.с., инфракрасными приборами и лазерным дальномером
"Свен Берге, который курировал разработку KRV со стороны KATF, прекрасно понимал глубину кризиса, в котором оказалась программа перспективного танка. Поэтому параллельно с разработкой «Кранвагна» он стал прорабатывать новую концепцию боевой машины. Во многом она соответствовала исходным тактико-техническим требованиям начала 50-х годов. Согласно им, машина должна была иметь боевую массу 30 тонн, 105-мм пушку в качестве основного вооружения, автомат заряжания, а также обладать высокой подвижностью и защищённостью. Проблема была в том, что к середине 50-х годов соблюсти эти требования и не выйти за пределы 30 тонн боевой массы не представлялось возможным.
Берге нашёл весьма неординарный выход: убрать из конструкции танка башню. Прорабатывать это направление инженер стал в конце августа 1956 года. Причём он предложил не только убрать башню, а в принципе лишить орудие подвижности. Роль башни должен был выполнять весь танк. Для этого использовалась регулируемая подвеска, позволявшая не только наводить орудие по вертикали, но и «приседать». В исходной концепции Свен Берге предлагал использовать подвеску системы Хорстмана, модифицированную таким образом, чтобы она могла «ходить» вверх-вниз. Между тележками предполагалось использовать специальный штырь, который при опускании играл роль опоры."
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru
Наведение орудия — поворотом корпуса танка вокруг оси вращения, а в вертикальной плоскости — опусканием или поднятием носовой или кормовой части корпуса с помощью электрогидравлической системы, связанной с подвеской танка
"9 февраля 1962 года Bofors представил эскизный проект танка установочной партии. Машина вновь получила ограждение орудия и дульный тормоз, но эти изменения отнюдь не были главными. По нескольким причинам конструкторы были вынуждены переделать корпус танка. Его высота по крышу выросла до 1900 мм, а главное — изменилась сама форма корпуса. Не в последнюю очередь это произошло ввиду того, что на танк решили ставить водоходное оборудование.
Идею с ОПВТ (оборудованием подводного вождения танка), которую испытывали на Strv m/40 и Strv m/42, признали неудачной. Вместо неё шведы разработали систему, очень похожую на ту, которую Николас (Миклош) Штраусслер создал в годы Второй мировой войны. Танк получил раскладную коробчатую конструкцию, обеспечивавшую ему плавучесть. Вместо двух люков для механика-водителя и его помощника сделали единую конструкцию. Стоит отметить, что управлять танком могли все три члена экипажа, а наводить и стрелять — двое (командир и механик-водитель)."
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru
Третий член экипажа — радист, расположенный лицом к корме, имеет полноценные дублирующие органы управления движением
Радист может брать управление на себя, поэтому скорость танка при движении задним ходом в сравнимых условиях равна скорости движения вперёд
"
В марте 1966 года работы над улучшением Strv S наконец-то закончились. Через год, 7 сентября 1967 года, танк был принят на вооружение шведской армии. Он получил обозначение Strv 103, хотя в документах Bofors ещё некоторое время продолжал обозначаться как Strv S. Десять лет разработки не прошли даром: шведские военные получили крайне необычную, но при этом технически совершенную машину, идеально подходящую для условий Скандинавии.
...
По итогам эксплуатации Strv 103A был составлен список изменений, который реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Этот танк стал основным в серии, всего их изготовили 220 штук. Поставки начались в 1970 году, примерно в это же время до уровня Strv 103B стали доводить ранее выпущенные Strv 103A. Окончательно шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.
Помимо всего прочего, Strv 103B стал гораздо более подвижным. Вместо 300-сильного Boeing 502–10 на него установили газотурбинный двигатель Caterpillar 553 мощностью 490 л. с. Масса танка выросла до 39,7 тонны, зато удельная мощность поднялась до 18,4 л. с. на тонну. Также танк получил полный комплект оборудования для преодоления водных преград. Конструкция траков изменилась: они вернулись к концепции KRV, также предусматривались съёмные резиновые подушки. Чуть позже появилась дополнительная бронезащита кормового листа.
О том, насколько удачной машиной получился Strv 103, свидетельствует срок его службы. С вооружения эти танки стали снимать только в 1997 году, то есть прослужили они 30 лет. Безусловно, машину не раз модернизировали, но факт в том, что плохой танк столько времени в армии не продержится."
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru