Советские танки. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1. Официальный сайт Танковый музей Кубинка. Проезд пригородным поездом от Белорусского вокзала до станции Кубинка, далее – на маршрутном такси №59 до остановки «Танковый музей».

Навигация по странице:
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский»
Лёгкий пехотный танк Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения)
Лёгкий пехотный танк Т-18
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5
Танк телеуправления ТТ-26
Средний танк Т-34 «Московский пионер»
Тяжёлый танк Т-35
Средний танк Т-44С
Лёгкий танк Т-80
Опытный лёгкий танк Т-126СП
Средний танк Т-34
Тяжёлый танк КВ-85 (объект 238)
Тяжёлый танк ИС-2
Тяжёлый танк ИС-3
Тяжёлый танк ИС-4, «Объект 701»
Опытный тяжёлый танк ИС-7, «Объект 260»
Средний танк Т-54 образца 1946 года
Опытный основной боевой танк «Объект 279»
Опытный средний танк «Объект 430»
Основной боевой танк Т-64А образца 1967 года, «Объект 434»
Основной боевой танк Т-64АК («Изд. 446»)
Опытный средний танк «Объект 435»
Опытный ракетный танк «Объект 775»
Опытный основной боевой танк «Объект 172»
Опытный основной боевой танк «Объект 172М»
Основной боевой танк Т-72АВ
Опытный ракетный танк «Объект 287»
Опытный ракетный танк «Объект 288»
Ракетный танк ИТ-1, «Объект 150»
Опытный основной боевой танк «Объект 219А»
Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС»
Боевая машина поддержки танков «Объект 787»

Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский»

В 1919 году опыт эксплуатации захваченных под Одессой французских Renault FT-17 подтолкнул советское правительство к решению о начале производства в РСФСР собственных танков. Их выпуск предполагалось наладить на нижегородском заводе «Красное Сормово». За броню отвечал Ижорский завод, за вооружение — Путиловский, двигатели должен был поставлять завод АМО (нынешний ЗИЛ). Для начала потребовалоась изготовить техническую документацию и восстановить недостающие механизмы эталонного танка (например, двигатель и КПП). У московского завода АМО имелась соответствующая оснастка для изготовления двигателя «Фиат». Поэтому пошли по простому пути – подогнали имеющийся мотор под моторно-трансмиссионного отделение эталонного Renault FT-17. В начале 1920 года была утверждена маршрутная технология изготовления танка. В 1920-1921 годах было выпущено 15 боевых машин. Каждый из выпущенных танков типа «Рено-русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе. Первый экземпляр после жарких споров получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин».

На фотографии – копия первого советского танка «Рено-русский» в натуральную величину. Его собрали в 1970-х годах специалисты НИИБТ, а при организации Центрального музея бронетанкового вооружения и техники, макет «Танка М» перенесли на новый постамент.

Лёгкий пехотный танк Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения)

"К 15 апреля 1938 года осталось всего 2 «Рено» обоих типов. Согласно приказу начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова оба танка передали на НИАБТ Полигон в подмосковной Кубинке. Так началась история танкового музея при полигоне, который ныне является частью парка «Патриот». По состоянию на 1 апреля 1941 года в парке музейных машин остался только «Рено русский». Судя по документам, машина была сильно некомплектной. Тем не менее она пережила войну, являясь, наряду с Mark V, старейшим экспонатом музея. На машине установлена не родная башня с макетной пушкой и ходовая часть от Renault FT, но характерная кормовая часть, более широкая, чем у французского танка, выдаёт сормовское происхождение."
Источник: Советский первенец | Warspot.ru

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ранее этот танк находился в ЦМВС, но его обменяли на бронеавтомобиль БА-6

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Окраска и тактический знак образца 1929 года

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

При восстановлении в ЦМВС ходовая часть машины упрощена для улучшения ходовых качеств на случай участия в парадах — установлены силовая установка и КПП УАЗ.

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Задняя нижняя часть бронекорпуса удалена, установлена ходовая часть трактора Т-54В. Экспонат оснащён гусеничными цепями от трактора Т-70 с шириной звена 200 мм — применяется при возделывании винограда и уборке сахарной свеклы.

"Модель образца 1930 года. Эксплуатировался как БОТ. Был доработан сотрудниками музея – установлена имитация пушки. Элементы ходовой не оригинальные. Удалена задняя нижняя часть бронекорпуса из-за увеличения базы танка в виду установки ходовой части от трактора. Колпак броневой башни – новодел. "Хвост" – новодел. Крепеж крыльев и сами крылья выполнены в произвольной форме. Силовая установка и КПП УАЗ (установлены вдоль), редукторы ведущих колес и удлиненная ходовая часть трактор Т-54В, гусеничные траки от трактора Т-70."
Источник: 004 – Танковый музей Кубинка (Парк Патриот)

Лёгкий пехотный танк Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения)

"В сентябре 1926 г. состоялось совещание командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», ибо главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА. На совещании рассматривались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения более или менее отвечал французский танк «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» — «малый»), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА. Этими недостатками были: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе («Русские «Рено»), были «...весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», к тому же оказались еще и ужасно дорогими (стоимость танка в ценах 1926 г. составляла около 36 тыс. руб.)"
Источник: М.Н. Свирин, "Броня крепка. История советского танка. 1919–1937"

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ещё в 2015 году танк нёс окраску, тактический знак образца 1929 года и надпись «Рабкриновец»

В 1927 году во исполнении решений "танкового" совещания Обуховский сталелитейный завод выпустил первую боевую машину, получившую наименование «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». После прохождения испытаний был сформирован заказ на изготовление для РККА 108 танков Т-18.

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Базой для восстановления экспоната послужили корпус и башня танка 4-й производственной серии

"Модель образца 1930 года. Эксплуатировался как БОТ. Был доработан сотрудниками музея – на месте пулеметного яблока ошибочно установлена имитация пушки, на месте установки орудия в вариантах огневых точек монтировалась бронемаска с двумя отверстиями для монтажа спаренного пулемета ДА-2 (Дегтярева, авиационный). Элементы ходовой не оригинальные. Колпак броневой башни – оригинал. "Хвост" – новодел. Крепеж крыльев и сами крылья не оригинальные."
Источник: 003 – Танковый музей Кубинка

См. также:
Лёгкий танк Т-18. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами). Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-18. Музей техники Вадима Задорожного
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский». Танковый музей, Кубинка
Лёгкий пехотный танк Т-18. Танковый музей, Кубинка
Renault FT-17. Војни музеј. Белград, Сербия
Лёгкий танк Renault FT-17 в музее «Panssarimuseo» Лёгкий танк Т-18. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

В 1930 году американский конструктор Дж. У. Кристи, специализировавшийся на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков, за 60 000 долларов продал СССР два танка M1940 с технической документацией и лицензией на производство. Прибывшие в СССР танки оказались без башен, за что с конструктора удержали 25 000 долларов (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).
Несколько необычный индекс, который получили в СССР эти машины, имеет свою историю. Начальник Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА) Иннокентий Халепский имел следующую точку зрения: «Поскольку танк американца Кристи не отвечает требованиям Системы Танко-тракторно-автоброне-вооружения и на вооружение не принят, во избежание путаницы армейского обозначения (литер «Т») ему не присваивать. Более разумным представляется присвоении ему двубуквенного обозначения «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк...»

Весной 1931 года оба танка Кристи проходили испытания, по результатам которых был выявлен ряда серьёзных недостатков. Кроме того нужно было сконструировать башню и вооружение. Запланированное прямое копирование танка было невозможно. Доводкой танка занялось специальное КБ под руководством Н. Тоскина, который был откомандирован УММ РККА на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). В М1940 устанавливался авиационный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с. Его аналог, производимый в СССР, авиамотор М-5-400 был снят с производства. На БТ стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации. Кроме того пришлось срочно закупать 2000 двигателей в США, часть поставки составляли бывшие в употреблении «Либерти».

Плохо обстояли дела и с танковым орудием. Наладить серийное производство 37-мм пушки ПС-2 не удалось. Выход нашли в наложении ствола и казённика противотанкового орудия 1К (закупленная в Германии пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Таким образом получили орудие Б-3. Однако обеспечить достаточный объёмы его поставок не удалось и прямо в войсках вместо пушки стали устанавливать спарку пулемётов ДТ или ДА. Это была временная мера, но многие машины так и остались чисто пулемётными. Так, например, известна фотография пулемётного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942 года.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2 (первый представитель семейства БТ – «Быстроходные танки»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Опытный экземпляр БТ-5 с подбашенным листом и башней БТ-2

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2 (первый представитель семейства БТ – «Быстроходные танки»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В моторно-трансмиссионном отделении установлен двигатель Liberty модернизации Alisson

Постепенно производственные проблемы были решены, однако в 1934 году производство БТ-2 было прекращено (в связи с началом запуском в серию БТ-5). Серия БТ для своего времени была вполне удачной и развивалась в соответствии с законами тогдашней танковой моды. Проблема слабого бронирования стала очевидна лишь во время войны в Испании, где доставленные из СССР лёгкие танки БТ-5 и Т-26 несли потери от немецких 3,7 cm Pak 35/36 противотанковых орудий (ПТО). До этого конфликта в танкостроении 1930-ых годов противопульная броня считалась нормой. Появление эффективных ПТО привело к требованию военных обеспечить противоснарядную защиту боевых машин.

Однако не всё так просто. Представьте себя правителем какой-нибудь европейской республики в период между двумя мировыми войнами. У вас, как и у соседей, есть армия оснащённая парой тысяч совсем не дешёвых лёгких танков с мелкокалиберными пушками и противопульным бронированием. Внезапно вы узнаёте, что где-то на краю Европы идёт война, на которой грозные танки жгут как спичечные коробки. Денег на разработку новой техники и обновление танкового парка просто жалко. Промышленники предлагают компромисный варианты – "экранировать" танки, т.е. увеличить толщину брони на существующих машинах дополнительными бронелистами. Однако, если вы согласитесь на вариант "усилить броню" – увеличится масса танка. Выросшая масса означает, что имеющийся двигатель будет работать на пределе, и надо бы под те же габариты МТО создавать более мощный, что тоже не дёшево и не быстро. В общем, начало Второй Мировой войны все участники встретили примерно с одинаковой техникой. Советские КВ и французские В-2 были скорее приятным исключением, чем нормой.

Тем не менее БТ с их ненадёжными и прожорливыми двигателями имели неплохой потенциал. Мощности мотора М-17 (400 л.с.) вполне достаточно для усиления бронирования и вооружения, однако советских конструкторов сдерживало требование военных обеспечить колёсный и гусеничный ход танка. Впрочем, на поздних сериях БТ-7 уже появились рациональные углы наклона брони, дизельные двигатели, радиостанции и другие приметы прогресса. В общем-то это были машины вполне на уровне основных немецких танков начального периода Великой Отечественной войны. Огромные потери наших лёгих танков Т-26 и БТ в 1941 году вызваны совершенно иными причинами.
Что касается машины демонстрируемой в Кубинке, то это опытный экземпляр БТ-5 с подбашенным листом и башней БТ-2. Предположительно это опытный танк БТ-2М.
В январе 2016 года БТ-2 сняли с постамента для реставрации и последующей передачи в парк Патриот. Юрий Пашолок пишет:"Как и ожидалось, внутри обнаружился двигатель Liberty модернизации Alisson".

См. также:
Лёгкий танк БТ-5 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7М в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
БТ-2, парк "Патриот"
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

Танк телеуправления ТТ-26

"В павильоне легких танков ЦМ БТВТ стоит машина, которую в музее гордо именуют ОТ-130. Во-первых, такого танка не было, был ХТ-130. Во-вторых, это не ХТ-130 ни разу. На самом деле это единственный сохранившийся образец телетанка ТТ-26, он же ТОС-6 (ТОС – техника особой секрестности). Оборудование телеуправления давно демонтировано (еще в войну), но второй "стакан" под антенну прямо намекает, что это "киборг Сталина".
...
Всего было выпущено 75 групп телемеханических машин. Машины первой серии имели индекс ТТ-26/ТУ-26, машины второй серии ТТ-131/ТУ-132. Отличались они тем, что ТТ-131 изготовлялся из ХТ-130, а также имел оборудование модели ТОС-8. Согласно отчетам, на тему телетанков была потрачена сумма более чем 100 миллионов рублей, а итог был аховый. Было создано два батальона телетанков, в общей сложности 75 телемеханических групп.
152 ОТБ совместно с 19 ТД воевал как обычные огнеметные и линейные танки под Торчиным.
Сохранившаяся в экспозиции ЦМ БТВТ машина находилась в составе 217 ОТБ. В составе телемеханической группы этот танк принимал участие в боях на Калельском перешейке, как и другие машины батальона, танк нес двухцветный камуфляж. Позже 217 ОТБ переименовали в 51 ОТБ, который находился в МВО. Осенью 1941 года машины батальона воевали как обычные линейные и огнементные танки. Позже батальон перевели в тыл, в него свели все телемеханические машины. Летом 1943 года 51 ОТБ находился под Рязанью. По состоянию на октябрь 1943 года, в составе 51 ОТБ находилось 28 телемеханических групп. К тому моменту все танки батальона перевели на аппаратуру ТОС-8. В 1945 году часть машин отправилось на НИИБТ Полигон."
Источник: ТТ-26 из экспозиции ЦМ БТВТ: yuripasholok

Танк телеуправления ТТ-26, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Вместо 45-мм пушки в башне установили огнемёт КС-25, его брандспойт с бронекожухом крепился в одной маске с пулемётом

Средний танк Т-34 «Московский пионер»

"Танк был выпущен осенью 1942-го года , на заводе №183. Серийный номер 15-748. 9-го ноября танк , в составе колонны "Московский пионер" , был передан 215-ому отдельному танковому полку 43-й мехбригады 2-го мехкорпуса. В декабре танк входил в состав уже 33-й танковой бригады 2-го мехкорпуса. 7-го декабря 1942-го года танк провалился под лед озера у Бор-Лазава. Вместе с "Московским пионером" погиб механик-водитель старший сержант Лукоянов Яков Михайлович. В 2000-ом году танк подняли со дна озера. До этого также предпринимались попытки поднять танк , но закончилось это только тем , что от танка оторвали башню. Во время реставрации танка были использованы некоторые детали , которые не соответствуют танкам 1942-го года: установили бронировку бортовой передачи , а также кормовой бронелист от корпуса танка №112-го завода."
Источник: "Московский пионер": tankist_31

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-34 «Московский пионер» выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил.

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Башня "гайка"

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Номер машины №15-748

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Часть катков – с внутренней аммортизацией

Бор-Лазава - населённый пункт в Псковской области, озеро называлось Лазавское (варианты названий: Лозовское, Лозавское, Школьное). Рельеф местности таков, что дорога резко поворачивает по краю холма. Если ехать прямо попадаешь на лёд озера с берегом, поросшим кустарником. Вот так в декабре 1942 года за несколько дней выскочили на лёд и затонули четыре советских танка. В конце 1990-ых годов поисковики достали со дна танк с частично сохранившимся заводским лозунгом на некрашеном корпусе. Из всей фразы уцелело лишь слово "скоростная". Через пару лет вновь увидел дневной свет «Московский пионер». В 2001 году из того же озера подняли Т-70, а затем машину, которая сейчас стоит на Поклонной горе с надписью «Доватор».

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький". Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Тяжёлый танк Т-35

Тяжёлый танк Т-35, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-35 № 0197-7, с 1938 года находившийся в Казанском танковом училище и не принимавший участия в боевых действиях Великой Отечественной войны.

Средний танк Т-44С

"Судьба у советского среднего танка Т-44 оказалась довольно странной. Машина не успела на войну, с точки зрения вооружения и защиты довольно быстро устарела, тем не менее, ее не постигла участь быстро исчезнувшего из войск танка. Несмотря на массу болячек, с Т-44 сложился удивительный факт. Т-44 со всеми своими «болячками» неожиданно оказался самым надёжным и массовым советским танком нового поколения, который выпускался в первую послевоенную пятилетку. Больше того, Т-54, который так ждали военные, оказался машиной довольно сырой. Освоить выпуск удалось в 1947 году, а уже в начале 1949 года Т-54 почти год дорабатывали, приостановив выпуск. Т-44, между тем, продолжал исправно служить, позже пройдя несколько волн модернизации. Иные машины дожили до 70-х годов. Так что неудачей назвать эту машину точно не получится."
Источник: Долгоиграющий промежуточный танк: yuripasholok — ЖЖ

Средний танк Т-44С, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В 1966 году Т-44 модернизировали: оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С.

"Восстановленный танк до этого более 55 лет находился в фонде хранилища машин. Танк находился в незавидном состоянии: деформированный корпус, отсутствовали двигатель, радиатор, приборы наблюдения. Всего за полгода реставрационных работ, проведенных совместно разработчиками War Thunder и экспертами парка «Патриот», удалось поставить танк на ход, воссоздать все приборы и внешний вид. Некоторые детали были возвращены буквально чудом: так, на военном складе нашли родной масляный радиатор танка, да еще и неповрежденный, в заводской упаковке!"
Оживший Т-44С в танковом музее (г.Кубинка) – Новости – War Thunder

"Как и все танки/САУ военного периода, а также боевые машины, выпускавшиеся во второй половине 40-х годов, советские средние танки Т-44 проходили модернизацию. В конце 50-х их модернизировали до уровня Т-44М, при этом в конструкцию внесли целый ряд изменений. Такую модернизацию прошли все танки, кроме одного. Той машины, что ныне стоит в Кубинке. Данный танк, изготовленный в ноябре 1945 года (сам номер набит странно - Ж13 613), проходил испытания на полигоне, далее он осел на музейной площадке при полигоне."
Источник: Уникум без модернизации: yuripasholok — ЖЖ

См.также:
Т-44С в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники, г.Кубинка
Средний танк Т-44. Музей отечественной военной истории в Падиково
Т-44М. Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны
Т-44 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-44М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Средний танк Т-44М. Музей техники Вадима Задорожного
Т-44М в Саратовском музее боевой и трудовой славы

Лёгкий танк Т-80

Лёгкий танк Т-80, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ведущее колесо. Ленивец взаимозаменяем с опорными катками

Лёгкий танк Т-80, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

По правому борту над опорными катками видны два люка доступа к двигателю

Дополнительно: Первый Т-80 | Warspot.ru

Опытный лёгкий танк Т-126СП

"Одним из опытных образцов бронетехники довоенного периода , который сохранился до наших дней , является второй образец танка Т-126СП. Танк был выпущен в сентябре 1940-го года , на заводе №174 в Ленинграде. 11-го октября 1940-го года его продемонстрировали наркому обороны С.К.Тимошенко на Карельском перешейке , в районе Лемболово. В дальнейшем опытные образцы Т-126СП были переданы на завод №174 , где и находились до начала войны. С началом войны оба образца передали на Ленинградские бронетанковые курсы (ЛБТКУКС) , для обучения экипажей для Т-50. Но ничего хорошего из этой затеи не вышло. В сентябре 1941-го года курсы были эвакуированы в Магнитогорск , а с ними и оба образца Т-126СП. Оттуда второй образец был передан в Челябинск на завод №100. При заводе №100 танк находился до конца 1940-ых годов. Кстати , здесь находились и многие другие опытные машины: Т-100 , Т-29 , КВ-13 и др. Но в отличии от них второй образец танка Т-126СП не был сдан на слом , а отправился в Кубинку. С тех пор танк является экспонатом танкового музея."
Танк сопровождения пехоты : tankist_31

Средний танк Т-34

Прежде чем рассказать о ранней "тридцатьчетвёрке", обратите внимание на редкий лёгкий танк Т-50. Собрано всего полсотни машин в Ленинграде, на заводе №174, а затем ещё 25 в моём родном Оренбурге, куда временно эвакуировалось предприятие-изготовитель. Сохранилось три боевых машины — трофейная в финском танковом музее Парола, две в Кубинке: серийный Т-50 и прототип Т-126(СП). Однако, куда интереснее судьба выставленной рядом "тридцатьчетвёрки".
"Стоящий в музее на открытой площадке Т-34 явяется во многом уникальной машиной. На настоящий момент это единственный доживший до наших дней Т-34 производства завода №183, однозначно выпущенный до начала Великой Отечественной войны. На носовой балке этой машины находится сразу несколько наборов номеров, поэтому определить, что это за машина, стоило усилий. Благодаря Александру Буйлову, которй с разрешения рководства музея добрался до пушки и списал ее номер, удалось выявить истинный номер машины. 0517-4. Остальное уже было делом техники. Танк нашелся в отправках завода №183 от 12 мая 1941 года (машина №15 в столбце).
Всего этим эшелоном в Белосток уехало 26 танков, которые пошли на укомплектование 6 МК. Танк с серийным номером 0517-4 оказался в числе потерянных в июне 1941 года машин, но на этом его боевая карьера не закончилась. Ему предстояло повоевать уже под чужим флагом, но уже не совсем как танк. С него сняли ходовую часть и двигатель, после чего водрузили на железнодорожную платформу, превратив его в импровизированный броневагон. Где этот БЕПО воевал, доподлинно неизвестно, но весной 1945 года он довоевался. Четыре десятка лет бывший танк простоял где-то в ЗГВ. Обратно на родину машина отправилась уже в конце 80-х, когда начался вывод советских частей из Германии. Танк оказался в отстойнике, где пролежал некоторое время. Позже "деды" из НИИ-38 поставили на ходовую от Т-34-85, приделали ящики, имитирующие запасные топливные баки, и установили туда, где он находится и поныне."
Т-34 из экспозиции ЦМ БТВТ: yuripasholok

"Машина использовалась то ли в качестве огневой точки, то ли (вероятнее) в качестве наблюдательного пункта на полигоне. При этом была установлена на стандартные вагонные тележки/стандартную ЖД платформу и каталась по рельсам. Соответственно представляла собой исключительно бронекорпус с башней и пушкой. В такой комплектации она была собрана ещё при немцах и досталась нашим как бесплатное приложение к полигону. Какое то время она использовалась в прежнем варианте, а потом из неё сварганили памятник. Якобы видели даже сами вагонные тележки, на которых она была смонтирована, и на них была отлита "птичка". По одной из версий легенды эти тележки были привезены на Кубинку и какое то время валялись там."
Александр Буйлов: Более развёрнуто легенда выглядела так

Выяснилось, что этот танк с номером 271 стоял в парке у вокзала в городе Гримма. 15 января 1993 года, при выводе из ГДР 67-го гвардейского мотострелкового полка, входившего в состав 20-й гвардейской мотострелковой дивизии, боевую машину подняли краном, при этом часть катков и нижние ветви гусениц остались на постаменте.

Лёгкий танк Т-50 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Т-50

Лёгкий танк Т-50 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Т-50

Т-34 «Сталинец» обр.1941, выпущен ХТЗ, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-34 «Сталинец» обр.1941, выпущен ХТЗ

Т-34-85, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-34-85 с гусеницами и командирской башенкой от Т-54/Т-55.

Средний танк Т-34-85

Отдельно остановимся на окрашенном в белый цвет Т-34-85, башню которого украшает красная надпись «Димитрий Донской». Машина военного выпуска – присутствует смотровая щель заряжающего и колпаки вентиляторов на крыше башни не разнесены. Дополнительные поручни на башне – новейшее приобретение периода музеефикации экспоната. Обратите внимание, один из них закрывает вышеупомянутую смотровую щель на правом борту башни. Судя по снимкам 1998 года, сделанным в запасниках 38-го научно-исследовательского испытательного института (38 НИИИ), танк был окрашен в стандартный цвет 4БО и не имел нестандартных поручней.

Впрочем, это сущие мелочи по сравнению с изменения в облике серийного Т-34-85 возникшими в процессе его службы в 38-ом НИИИ. На катках одеты гусеницы от раннего Т-54 с резино-металлическими шарнирами. Видимо для большей достоверности на траках срезаны по два гребня через один. Вместе с тем, на верхней лобовой детали экспоната закреплены оригинальные "тридцатьчетвёрочные" траки. Ходовая часть – позднего типа, катки послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками. Однако самое примечательное отличие – командирская башенка – не "родная", а с какого-то послевоенного советского танка (возможно Т-55).

Теперь относительно надписи на башне. Вкратце предыистория такова: 30 декабря 1942 года глава Русской Православной Церкви обратился к верующим с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Было собрано пожертвований более чем на 8 миллионов рублей и 8 марта 1944 года в районе деревни Горелки (Тульская область) двум отдельным танковым полкам передали 40 боевых машин. 21 огнемётный ОТ-34 омского завода №174 получил 516-й отдельный огнеметный танковый полк, 38-му отдельному танковому полку достались 19 Т-34-85 горьковского завода №112. К концу апреля 1944 года 38-й отп отвоевал два месяца и успел получить почётное наименование Днестровский за форсирование этой реки. В ходе боёв полк сточился до двух танков. После таких потерь часть вывели в резерв и впоследствии переформировали в 74-ый отдельный тяжелый танковый полк на ИС-122.

Следы двух уцелевших Т-34-85 из колонны «Димитрий Донской» теряются. Однако они имели характерный облик ранних "сормовских" Т-34-85. Их корпус отличался от Т-34 с 76-мм пушкой лишь расширенным погоном башни. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. Радиостанция находилась не в башне, а внутри корпуса, справа по ходу машины. Танки имели характерное отличие – пушку Д-5Т. Бронемаску этого орудия не спутать ни с чем. В Кубинке же мы видим Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53.

Можно конечно пофантазировать на тему смены башни в ходе кап.ремонта одного из уцелевших танков 38-го отп. Однако у интересующего нас экспоната корпус серийного Т-34-85. Ну или если смотреть по деталям, то хорошо видны пробки на механизме натяжения гусениц. Характерная примета Т-34-85 горьковского завода №112 «Красное Сормово» – пробки внахлёст, т.е. выступающие над бронелистом. На фото белой "тридцатьчетвёрки" из Кубинки хорошо видны пробки впотай – т.е. сделана выборка в броне, поэтому внешний край пробки не выступает над листом.
Этих двух фактов вполне достаточно для вывода о том, что этот Т-34-85 не имеет никакого отношения к танковой колонне «Димитрий Донской» (равно как и его нижегородский коллега).

Тяжёлый танк КВ-85 (объект 238)

"В начале 1943 года ввиду появления на фронте немецкого танка «Тигр» остро встал вопрос о вооружении советских танков более мощными, чем 76-мм, орудиями. В частности, в мае постановлением ГКО предписывалось «изготовить и смонтировать в двух танках КВ-1С и двух танках ИС 85-мм пушки с баллистикой существующей зенитной пушки и к 1 июля подать их на государственные испытания». Работы по созданию новых артсистем велись в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), возглавляемом В. Грабиным, и в КБ завода № 9 под руководством Ф. Петрова. Первое спроектировало 85-мм пушку С-31, а второе — 85-мм Д5Т.
С-31 была разработана путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Д5Т создавалась с использованием затвора и подъемного механизма от пушки Ф-34. В начале июля 1943 года на заводе № 100 начали сборку двух опытных КВ-1С — «объект 238» и «объект 239». На первом, который в некоторых документах именовался КВ-85Г, в штатной башне КВ-1С установили орудие С-31 (отсюда и индекс Г — пушка Грабина).
Второй танк — КВ-85 — представлял собой КВ-1С с установленной на расширенный до 1800 мм погон башни опытного танка «объект 237» (прототип танка ИС. — Прим. автора). Из-за увеличения диаметра погона не осталось места для стрелка-радиста. Поэтому от шаровой установки в лобовом листе корпуса отказались. Пулемет был перенесен на правую сторону и установлен в неподвижной бронировке. Огонь из него вел механик-водитель.
Испытания обоих КВ-85 и двух «объектов 237» (последние также были вооружены пушками С-31 и Д5Т) прошли в августе 1943 года на Гороховецком артиллерийском полигоне. Следует отметить, что танк КВ-85 был изготовлен по инициативе заводов № 100 и ЧКЗ, так как всем было ясно, что производство новых танков ИС быстро наладить не удастся, а КВ-85Г никуда не годится — мощная пушка не вписывалась в тесное для нее боевое отделение.
Испытания показали, что КВ-85 уступает по динамическим показателям «объекту 237» (будущему ИС-85), но зато производство КВ можно было наладить значительно быстрее — конструкция ИСа еще не была отработана до конца. Поэтому, учитывая большую потребность Красной Армии в новых танках, 8 августа, не дожидаясь окончания испытаний, ГКО постановлением № 3891 сс принял решение о начале серийного производства КВ-85. Буквально спустя несколько дней из ворот ЧКЗ вышли первые серийные танки, а в октябре производство КВ-85 было прекращено, и Челябинский завод перешел на выпуск мощных ИСов. Всего за три месяца изготовили 148 танков КВ-85".
Источник: Коломиец М.В., "«Клим Ворошилов» — танк прорыва"

Тяжёлый танк КВ-85 (объект 238), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

«Объект 238» он же КВ-85Г (индекс Г — пушка Грабина) — в штатной башне КВ-1С установили 85-мм орудие С-31

Тяжёлый танк КВ-85 (объект 238), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

После войны танк прошёл модернизацию: гусеницы от Т-10, катки от КВ-1, поддерживающие катки от танков семейства ИС.

Юрий Пашолок об экспонате: "Из двух построенных образцов тяжелого танка Объект 238 до наших дней дожил один. Впрочем, "построено" – это сказано довольно громко. Дело в том, что их переделали из обычных КВ-1с выпуска июля 1943 года. Сохранившаяся машина несет целый ряд послевоенных переделок: на ней стоят опорные катки от КВ-1, траки от Т-10, "усилены" воздухозаборники на крыше МТО и т.д."

См. также: этот танк уже на новом месте – в Военно-патриотическом парке «Патриот».

Тяжёлый танк ИС-2

"Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) запустило программу создания тяжёлого танка массой 30 тонн. Работы вели челябинские инженеры. Машина получила заводской индекс КВ-13, но почти в то же время конструкторское бюро стало использовать и название ИС-1. Несмотря на индекс КВ, с серийным тяжёлым танком «Клим Ворошилов» новый танк имел очень мало общего.
Осенью 1942 года первый образец КВ-13 показал на испытаниях отличную скорость 56 км/ч и одновременно — множество дефектов конструкции. Начался процесс доработок, в ходе которого масса танка выросла до 38 тонн, а экипаж увеличился до четырёх человек. К весне следующего года за машиной уже официально закрепили индекс ИС-1. Сокращение расшифровывалось как «Иосиф Сталин».
ИС-1 оснащали 85-мм орудием. Но танков с такой пушкой было построено немного, потому что в это же время конструкторы-артиллеристы под руководством Ф. Ф. Петрова работали над ещё одной темой, которой предстояло стать судьбоносной для тяжёлого танка ИС. Речь идёт о 122-мм танковой пушке. Эскизный проект её установки в ИС был готов летом 1943 года, осенью построили прототип и провели ходовые и огневые испытания. В декабре с конвейеров сошли первые 35 ИС-2 со 122-мм пушкой. Всего же за время войны таких танков, с некоторыми конструкционными доработками, было построено 3385.
Подавляющее большинство ИС-2 поступало на вооружение гвардейских тяжёлых полков прорыва. А в общей сложности новым танком были оснащены 25 частей Красной армии."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

"По своим задачам новый советский тяжёлый танк в некоторой степени перекликался с немецким «Тигром». Полки ИСов служили для усиления танковых соединений. С «Тиграми», вопреки расхожему мнению, ИС-2 встречались на поле боя довольно часто и, как правило, с печальным итогом для немцев. И хотя прямого приказа, запрещавшего немецким танкистам воевать с ИСами, не было, в советских отчётах начиная со второй половины 1944 года и вплоть до конца Великой Отечественной войны всё чаще говорилось, что противник уклонялся от прямого контакта с советскими тяжёлыми танками.
Характерным примером использования ИС-2 в боях 1944 года можно считать Львовско-Сандомирскую операцию. 29-й тяжёлый полк в период с 16 по 19 июля безвозвратно уничтожил 23 «Тигра» и «Пантеры». Собственные потери полка — три сгоревших танка и восемь подбитых, из которых пять удалось восстановить. Всего за время операции 29-й полк записал на свой счёт 38 уничтоженных немецких танков и САУ — при четырёх сгоревших ИСах и пяти требующих капремонта.
Хорошо сработал в той же операции 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. Поначалу боевые действия сложились для полка неудачно: он попал в засаду, потерял три танка сгоревшими и три подбитыми, а командир полка был смертельно ранен. Ответным огнём гвардейцы уничтожили «Тигр», «Фердинанд» и подбили две «Пантеры». После боя на броне одного из ИСов насчитали 18 непробитий от 75-мм снарядов."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы

Тяжёлый танк ИС-3

Тяжёлый танк ИС-4, «Объект 701»

Опытный тяжёлый танк ИС-7, «Объект 260»

Средний танк Т-54 образца 1946 года

Опытный основной боевой танк «Объект 279»

Опытный средний танк «Объект 430»

Основной боевой танк Т-64А образца 1967 года, «Объект 434»

Основной боевой танк Т-64АК («Изд. 446»)

Основной боевой танк Т-64АК , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Танк с серийным № С08ЕТ2095 выпущен заводом им. Малышева в августе 1980 года

Опытный средний танк «Объект 435»

Опытный ракетный танк «Объект 775»

Опытный основной боевой танк «Объект 172»

В результате работ по создание мобилизационного варианта основного танка Т-64А появился «Объект 172». Танк получил новый дизельный двигатель В-45К и автомат заряжания новой конструкции. Испытания показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому уральские конструкторы переключились на создание «Объект 172М».

Опытный основной боевой танк «Объект 172М»

В 1968-69 годах были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. В ноябре 1969 года на опытные машины «Объект 172» стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 780 л.с. и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». Результатом работы над «Объектом 172М» станет основной боевой танк Т-72 «Урал», принятый на вооружение Советской Армии в 1973 году.

См. также:

См. также:
Опытный основной боевой танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной боевой танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной боевой танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной боевой танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной боевой танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной боевой танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной боевой танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной боевой танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной боевой танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной боевой танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной боевой танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»

Основной боевой танк Т-72АВ

Опытный ракетный танк «Объект 287»

Опытный ракетный танк ленинградца Ж.Я. Котина (объект 287) с недоработанным ПТУР «Тайфун». Машина создана на базе Т-64 (объект 432). На конкурсе у неё в чистую выиграл нижнетагильский танк Л.Н. Карцева (объект 150), созданный на базе Т-62 и оснащённый ПТУР 3М7 «Дракон». Уральская машина пошла в серию, как ракетный истребитель танков ИТ-1. Впрочем, их было выпущено сравнительно немного — сказывались конструктивные недостатки ракетных танков: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мёртвая зона, отсутствие танковой пушки и так далее. Надо отметить, что по воспоминаниям инженера-испытателя ОКБТ ПО «Ленинградский Кировский завод» Юрия Мироненко, объекту 287 хронически не везло. О нескольких таких случаях он пишет в воспоминаниях «Инженерно-бронетанковые приключения, или комические моменты драматических ситуаций». Цитата:
"1963 год. Опытно-экспериментальная база, посёлок Горелово. Нашему сектору испытаний передан опытный танк объект «287» с ракетно-пушечным вооружением. Никогда не интересовался, кто придумал такой номер объекту, но для справки поясню – «Московская водка» ёмкостью 0,5л стоила в ту пору 2 руб. 87 коп. Не успели мы принять машину по акту, как звонок Афанасия Семёновича Ермолаева - первого заместителя Ж.Я. Котина.
Приказ - совместно с военной приёмкой прогнать машину по грунтовой трассе на 50 км, составить акт по результатам пробега, затем загрузить полный боекомплект - снаряды и ракеты и ждать дальнейших указаний. Пробег прошел хорошо, был составлен акт, военпреды уехали. Заводим танк, чтобы заехать в бокс - в моторном отделении срабатывает система ППО (противопожарного оборудования), но пожара нет. Убеждаемся и проверяем датчики. Все в порядке. Сработавшие баллоны с израсходованным противопожарным составом «3,5» приходится заменить. Утром следующего дня история повторяется при выезде из бокса - опять меняем баллоны. При попытке переставить машину поближе к месту загрузки в неё снарядов и ракет, опять срабатывает ППО.
...
Иду по направлению к танку и, аж дыхание перехватило, из моторно-трансмиссионного отделения (МТО) танка через жалюзи вырывается густой белый дым. Бегу к Ивану и кричу, что надо разгружать снаряды, иначе машина взлетит на воздух.
...
Почему-то не срабатывает ППО! Там же ещё остались два полных баллона. Дым плотным облаком поднялся метров на 15, и в МТО что-то угрожающе гудит и хлюпает. Я достаю, а Иван укладывает на землю последний снаряд. Смотрю в сторону проходной - ни души. Вспоминаю, что у нас есть парочка огнетушителей, прихваченных на всякий случай. Рождается мысль. Изловчившись, просовываюсь в боевое отделение и дотягиваюсь рукою до внутреннего топливного бака. Рука сама отдергивается от бака – кипяток.
Ничего себе, баки-то могут рвануть. Какая же температура в моторном отделении? Между МТО и боевым отделением перегородка не очень герметичная, может быть «врубить» и бросить в боевое эту пару огнетушителей, всё же образуется какой-то подпор. Бросаю. Надмоторную крышу поднимать нельзя - в МТО хлынет воздух, и будет взрыв. Нагибаюсь и прислоняюсь ухом к крыше, Иван тоже прикладывает ухо. Под крышей свирепое гудение и вдруг через сетку, прикрывающую жалюзи МТО, вырывается противопожарный состав «3,5» - сработали баллоны, будь они прокляты! Этот «вырыв» поймал меня на вдохе, кажется, что глаза вылезают из орбит, лёгкие заткнуло начисто. Смотрю на Ивана. Он стоит на четвереньках, глаза сумасшедшие, изо рта висит,спускаясь до крыши МТО огромный «слюнь».
Подгибая левую руку, делая попытку перевернуться и упасть на землю. Получилось, грохнулся на живот с согнутой левой рукою, прижатой к груди. Больно, но получился искусственный выдох. Тошнота, но лёгкие «зафунциклировали». Слышится человеческий кашель с противоположной стороны танка. Отплёвываясь, ползу на четвереньках вокруг танка к Ивану. Он в такой же позе, но выражение лица несколько смягчилось. Приходим в себя, а танк продолжает свирепо гудеть и испускать густой дым.
...
Дым почти прекратился, и Иван отворачивает болты, чтобы поднять крышу моторного отсека. Крыша поднята, внутри всё, что могло сгореть – сгорело. Скопированный с фашистского «Юнкерса» двухтактный двигатель 5ТДФ, с которым натерпелись всякого не только мы, а тысячи людей в форме и без формы, буквально растёкся. Иван плюнул в МТО и пошёл к брёвнышку со словами: « готовься, Михалыч, тебя будут полоскать, да и мне достанется».
"

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

На крыше корпуса ракетного танка смонтирована вращающаяся платформа, в средней части которой имелся люк для выдвижения пусковой ракетной установки. Установка в походном положении — внутри корпуса танка. Во время боя она выдвигалась для пуска ПТУР.

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Пусковая установка ПТУР 9М15 «Тайфун» стабилизирована в двух плоскостях, её угол горизонтального наведения составлял 200 градусов. Боекомплект составлял 15 ракет, которые размещались в автоматическом механизме подачи.

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Открыт люк механика-водителя. Замки крышек люков иногда защёлкивались. Чтобы открыть люк испытатели примерно полчаса снимали триплекс, а затем вслепую, через отверстие в толстой броне, ковырялсь в механизме самодельной отмычкой.

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Работы над ракетным танком велись ОКБТ ЛКЗ в 196-1964 гг. Испытания показали ненадёжность управления ракет, неудовлетворительное действие пушек 2А25, недостаточный обзор с места командира-оператора. Малая высота наблюдения и отсутствие кругового обзора ограничивали поиск целей и применение оружия.

Юрий Михайлович вспомнил и том, как предстояло научить ракетный танк стрелять с ходу, двигаясь по разбитой полигонной трассе. Цитата: "... моему наводчику в грохочущем на ухабах танке пришлось:
1. Неотрывно держась двумя руками за полуметровую рукоятку, управлять ею ракетой в полёте.
2. Чтобы не изуродовать лицо об окуляр прицела при ударах на колдобинах и не потерять из вида ПТУРС - изо всех сил прижимать голову к налобнику прицела, держа обе руки в стороне.
3. Поворачивать пульт прицела для компенсации гироскопического увода поля зрения с цели, по которой стрелял (а руки-то заняты вышеупомянутой рукояткой).
4. Заглушать танковый мотор проклятиями в адреса окуляра и его матери, бронетанковой техники и её изобретателей и меня лично.
Какой там Юлик Цезарь с его талантами, окуляр его мать! Надо было спасать наводчика, КБМ и честь «Кировского завода». Мысль пришла на следующее утро, катализатором стал распухший за ночь нос Героя Союза.

Полигон это не завод, к тому же полнейший цейтнот. Пришлось использовать подручный материал. Я нашел два резиновых сапога и бельевую верёвку. Смысл изобретения заключался в следующем – верхний конец куска верёвки привязывался к левой рукоятке пульта прицела, а нижний конец к резиновому сапогу, так же обустраивалась правая рукоятка и правый сапог. Наводчик должен засунуть ноги в сапоги и опуская левую ногу вниз поворачивать пульт прицела влево, а опуская правую – вправо. И не страшны нам уводы всяческой там гироскопии – у нас работают ноги!

Испытали – действует, но неудобно сидеть в прыгающем на ухабах танке с задранными вверх ногами. Усовершенствовал! Выручила дверь домика, в котором прятались полигонные работники во время непогоды. У неё были две здоровенные дверные петли. Демонтировали дверь. Приварили дверные петли к полу башни. Одной частью петли к полу, а ко второй привинтили кусок доски от двери, получилась педаль, потом вторая. Отрезал галоши от резиновых сапог, прибил их к педалям и прикрепил нижние концы верёвок к свободным концам педалей. Ноги в галоши, упор есть, поворачивай педаль и управляй прицелом.
...
Не успели мы сделать два или три тренировочных заезда, как нас остановили и объявили, что на подъезде Д.Ф. Устинов с высокопоставленными представителями министерств и ведомств, Ж.Я. Котин тоже среди них. Готовность № 1 ! Начальство прибыло. Мы сделали два заезда со стрельбой – удачно! Дмитрий Федорович подзывает нас, задаёт мне вопросы, косо посматривая на наводчика с украшенным пластырями носом. Затем просит показать установку аппаратуры внутри башни. Тут я понял, что моя бронетанковая карьера кончена, и надо проситься обратно на флот. Стремительно влетаю на место заряжающего в правой части башни, а Устинов довольно уверенно спускается в левый люк через сидение командира на сидение наводчика.
О дальнейшем догадываетесь? Правильно – он запутывается ногами в веревках, обнаруживает какие-то деревяшки с галошами, и совершенно спокойно говорит:
- А это что-то новенькое…
Делать нечего, и я, стараясь не выдать волнения, честно докладываю обстановку, создавшуюся перед его приездом. Напоминаю о носе летчика-наводчика и о его заплывающим синевой правом подглазии. Уверяю, что моё изобретение - мера временная, и что в дальнейшем конструкция будет значительно усовершенствована.
...
Устинов прервал меня и объявил, что это гениальное изобретение - впервые в истории танкостроения я применил в конструкции танковой башни бельевые верёвки, дверные петли, доски и галоши. Единственное, как он сказал, «маленькое замечание» - вместо рычага, которым управляется ПТУРС, следует применить маленький кнюппель с колечком под большой палец и расположить его на рукоятке прицела – тогда вместо двух рук ракетой можно управлять одним большим пальцем. При этом освободятся руки, станут ненужными верёвки, галоши и педали. А соревнование с Юлием Цезарем можно прекратить.
".
Источник: Юрий Мироненко, «Инженерно-бронетанковые приключения, или комические моменты драматических ситуаций»

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

За люками экипажа — панорамный комбинированный бесподсветочный прицел с независимой линией прицеливания и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Справа и слева от люка скрывающейся пусковой установки ПТУР — зачехлённые броневые колпаки. В каждом из них размещается 73-мм полуавтоматическое гладкоствольное орудие 2А25 «Молния» и спаренный пулемёт ПКТ.

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Между двух зачехлённых пушек — люк для выдвижения пусковой ракетной установки ПТУР 9М15 «Тайфун» ручного радиокомандного наведения

Опытный ракетный танк на базе Т-64 «Объект 287», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Опытный ракетный танк «объект 287» имел такую же конструкцию силовой установки, трансмиссии и ходовой части, как и танк Т-64 («объект 432»)

Работы по объекту 287 закрыли после неудачного показа опытной машины руководителю государства. В ходе демонстрации инженер, сидевший в танке перепутал кнопки подъёма и опускания лопаты самоокапывания, а затем неудачно выпустил ПТУРы. Подробности всё в тех же воспоминаниях Ю.М. Мироненко:
"13 сентября приехал Котин с Поповым. Почти весь день прошёл в тренировках к показу и в устранении различных неисправностей, одну из которых устранить не удалось. Вышел из строя замок крышки люка командира танка, т.е. если его закрыть, то открыть его может только один человек – водитель Виктор Ермаков, умудрившийся изготовить какую-то хитрейшую отмычку. Трагедия заключалась в том, что у водителя и у командира были практически автономные отсеки и если у кого-нибудь из них заклинивалась крышка люка, то освободить его из заточения мог только Виктор или автоген.
...
14 сентября 1964 года. На бетонной полосе, расположенной перпендикулярно к Правительственной трибуне, шеренгой расставлены опытные образцы бронетанковой техники. Отдельно стоит самоходная установка с двумя ракетами, главным конструктором которой, назначили сына Н.С.Хрущёва Сергея ( мы с ним пересекались в Капустином Яру). Сегодня он главный распорядитель - водит за собою Папу с группой очень высоко поставленных лиц. Группа держится кучкой метрах в трёх от Папы.

Наша машина стояла седьмой. В ней сидят два человека – за водителя подполковник с Кубинки, а за командира Коля Шах. Слева от неё деревянный макет харьковского танка, а справа детище Л.Н. Карцева наш соперник ИТ-1. В мою задачу входит, кроме всего прочего, махнуть рукой Шаху, когда надо будет поднять тяжеленную «лопату» (привод гидравлический). Задача Шаха сидеть с повёрнутой вправо головой, постоянно следя за мною в правый триплекс и не закрывать до упора крышку люка.
...
Я кратко «рекламирую» танк, всё вроде катится в нужном направлении. Неожиданно Котин прерывает моё выступление и подводит Никиту к лопате, которая находится в нижнем положении. Глазами даёт мне команду - подъём. Я поднимаю большой палец вверх, и Коля Шах нажимает кнопку… «Вверх»! Лопата изо всей мочи упирается в бетонную площадку и начинает приподнимать кормовую часть танка. Я машу Кольке, корчу рожи – бесполезно, Шах сделал своё дело – Шах может отдохнуть. Гусеница провисает, два последних катка отрываются от земли и… лопается шланг, а танк и лопата с грохотом занимают прежнее место на бетонной площадке. Хрущев и Котин уворачиваются от масляных брызг, но настроение у Генерального Секретаря испорчено. Пытаясь отвлечь Хрущёва от грустных мыслей, Жозеф Яковлевич начинает расхваливать нашу броневую защиту, но шлея уже под хвостом у Генерального!
...
Последовавшие за смотром стрельбы внесли полную ясность - Карцев поразил 3 танковых цели из 3-х возможных, а нас «сняли» со стрельбы накануне показа, т.к. два наших «Тайфуна» ушли в сторону Минского шоссе. Победа Леонида Николаевича чуть было не стоила ему поражения. Дело в том, что трезвый Хрущёв был более непредсказуем, чем пьяный Ельцын. Вернувшись после показа в Москву он заявил, что будучи на показе бронетехники видел, как эффективно поражаются танки управляемыми ракетами, и это его убедило в том, что время танков кончилось. Эту свою очередную бредовую идею он бы воплотил в жизнь, если ровно через месяц его не выгнали бы со всех занимаемых им постов. Вслед за ним, подобно нашему «Тайфуну» полетел и его сын, но не в сторону Минского шоссе, а в сторону Америки, где и приземлился.

P.S. Николай Гаврилович Шах был обнаружен на следующий день запертым в танке. Танк всю холодную сентябрьскую ночь простоял на позиции. Потеряв много времени на поиски Ермакова и приведение его в «порядок», вызволить Шаха нам удалось только в середине дня. Когда его вынули, он выглядел намного хуже любого из «трёх богатырей», пропивших своих лошадей и доспехи.
".

Опытный ракетный танк «Объект 288»

"Танк «объект 288» был спроектирован в ОКБТ ЛКЗ на базе ракетного танка «объект 287» с установкой газотурбинного двигателя, его предполагалось использовать как ракетный танк. В 1963 году на ЛКЗ был изготовлен опытный образец танка – стенда «объект 288». Комплекс вооружения на танк «объект 288» не устанавливался. Машина фактически использовалась для испытаний газотурбинной танковой установки.
Но в это время стало известно, что в Англии испытывается на танковом шасси ГТД фирмы Парсонс с целью изучения поведения нового двигателя в танковых условиях; в ФРГ фирма Хеншель спроектировала танковый ГТД мощностью 1000 л.с. с двухступенчатым центробежным компрессором на общем валу, с кольцевым теплообменником и двухступенчатыми компрессорной и силовой турбинами; в США начал испытываться на шасси танка М48 судовой ГТД ОТ-4 фирмы Оренда с осевым компрессором, трубчатой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной компрессора, одноступенчатой силовой турбиной с РСА, с теплообменником чемоданного типа, состоящим из двух секций, расположенных по бокам ГТД с целью сокращения его длины. Но самое главное, в США приступили к осуществлению программы создания основного танка МВТ-70 с ГТД и адиабатным дизелем с тем, чтобы выбрать из них одного образца для серийного производства и принятия на вооружение. В связи с этим по инициативе Министерства обороны работы по ГТД-3ТП были прекращены и было выдано техническое задание ЛНПО им. В.Я.Климова на более мощный и экономичный отечественный газотурбинный двигатель ГТД-1000Т.
Опытные танки «объект 003» и «объект 288» с газотурбинными двигателями проходили испытания во второй половине 1960-х годов, и фактически по их результатам было подготовлено выше упомянутое постановление правительства о создании танка, получившего в дальнейшем индекс Т-80 (объект 219). Специалисты ВНИИтрансмаша разработали новые варианты конструкции узлов трансмиссии, воздухоочистители повышенной производительности, системы охлаждения, смазки и другие. Вся документация по двигателям ГТД-3ТЛ и ГТД-3ТП, разработанная ВНИИтрансмашем, и результаты их испытаний были переданы ПО «Кировский завод». В дальнейшем многие конструктивные решения были использованы при создании ЛКЗ танка Т-80
".
Источник: А.В. Карпенко, «Совсем немного о знаменитой "восьмидесятке"».

Опытный ракетный танк для испытаний ГТД «Объект 288» , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ходовой макет танка «Объект 288»

Ракетный танк ИТ-1, «Объект 150»

Опытный основной боевой танк «Объект 219А»

Надпись на табличка у экспоната – Т-80БВ. Однако основной боевой танк Т-80БВ это «Объект 219РВ». В музее же выставлена опытная боевая машина «Объект 219А». Для лучшего понимания значения экспоната для истории отечественного танкостроения, обратимся к событиям середины 1960-ых годов. К этому времени в СССР уже велись работы по созданию газотурбинных танковых двигателей, однако работы получили мощный импульс после сообщений о разработке в США, Великобритании и ФРГ боевых машин с новым типов двигательной установки. Советская военная промышленность готовила свой ответ на разработку в США перспективного танка MBT-70 (так и не принятого на вооружение).

В 1968 году конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) поручили разработку газотурбинного варианта основного боевого танка – харьковского Т-64А («объект 434»). Через год ленинградцы выкатили «объект 219 сп.1» ("сп." – спецификация) с двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. разработки НПО им. В. Я. Климова. К сожалению, потенциал модернизации Т-64А был существенно ограничен концепцией танка: "меньшая масса и минимальный внутренний объём". Между тем три фактора: более мощный двигатель, изменившиеся динамические характеристики, а тажке увеличение массы танка с 38 до 40 тонн, вынудили конструкторов поступиться требованиями максимальной унификации.

Опытный «объект 219 Сп 2» уже значительно отличался от исходного Т-64. В ходовой – новые ведущие и направляющие колеса, опорные (с внешней амортизацией) и поддерживающие катки, гусеницы с внутренними беговыми дорожками. В подвеске – улучшенные гидроамортизаторы и торсионные валы. У Т-64А были заимствованы комплекс вооружения и автомат заряжания, одинаковые приборы управления огнём и оборудование прицеливания. Именно эта машина была принята на вооружение Советской Армии в 1976 году под индексом Т-80.
Однако запуск танка с ГТД в серийное производство и опыт войсковой эксплуатации потребовали дальнейшей доводки моторно-трансмиссионного отделения. Перед конструкторами и промышленностью стояли задачи: повысить надёжности и топливную экономичность, увеличить ресурс и мощность ГТД. Кроме того, Т-80 не получили вспомогательной силовой установки, поэтому отличались жутким расходом на малом газу и во время стоянки. Возимый запас топлива (1852 литра в баках + две бочки по 200 литров) позволял пройти всего 160 километров.

Над модернизацией "восьмидесятки" параллельно работали два конструкторских бюро: харьковское КБ Завода имени Малышева и ленинградское КБ Завода имени Кирова. Харьковчане в начале 1980-ых годов создали опытный танк «объект 478». Фактически это была комбинация шасси Т-80 с боевым отделением, перспективной башней и МТО ранее отработанными на опытном танке «Объект 476». Перспективность башни заключалась в улучшенной комбинированной бронезащите из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана. Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Кроме того, в конструкции была заложена возможность установки перспективных приборов управления огнем и нового комплекса вооружения.

Что касается конструкторов ЛКЗ, то они глубоко увязли в проблемах отработки моторно-трансмиссионного отделения с газотурбинным двигателем. Неудивительно, что они поддержали идею с объёмной харьковской башней. Ленинградский вариант модернизированной «восьмидесятки» с башней танка «объекта 476» получил шифр «объект 219А». Один из представителей этой модификации Т-80 и находиться сейчас в Кубинке. Таким образом, на танке «объект 219А» была существенно улучшена защита, а также применён усовершенствованый гидромеханический автомат заряжания c конвейером на 28 выстрелов.
Первый опытный образец танка «объект 219А» был изготовлен на ПО «Кировский завод» в 1982 году. Была выпущена лишь небольшая производственная серия танка «Объект 219А», но сведения о ней противоречивы. Имеется неподтверждённая информация, что «объект 219А» имел индекс Т-80А и шифр «Ольха». В любом случае, данных о принятии танка «объект 219А» на вооружение не имеется.

На основе «объекта 478» был создан дизельный Т-80УД («объект 478Б»), выпускавшийся на заводе имени Малышева в Харькове. Задел по танку «объект 219А» использовался при создании газотурбинного танка Т-80У («объект 219АС»), который выпускался на омском заводе «Омсктрансмаш». Интересно что Т-80У получил боевое отделение танка Т-80УД («объект 478Б»). Это была последняя попытка создания единого танка для Советской Армии, которая одновременно имела на вооружении средние танки Т-55, Т-62 и три частично унифицированные линии Т-64, Т-72, Т-80.

См. также:
Основной боевой танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной боевой танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной боевой танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Опытный основной боевой танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной боевой танк Т-80 («Объект 219 сп. 2»). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной боевой танк Т-80БВ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной боевой танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Основной боевой танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной боевой танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС»

См. также:
Основной боевой танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной боевой танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной боевой танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Опытный основной боевой танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной боевой танк Т-80 («Объект 219 сп. 2»). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной боевой танк Т-80БВ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной боевой танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Основной боевой танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной боевой танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Боевая машина поддержки танков «Объект 787»