Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», площадка боевой техники

Месторасположение: Беларусь, трасса Минск-Молодечно Р28, 31 км

Официальный сайт: http://stalin-line.by

Навигация:
Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД
Истребитель-бомбардировщик Су-17М
Штурмовик Су-25
Миг-25РБС
Вертолёт Ми-24П
Площадка боевой техники
РСЗО БМ-13Н
РСЗО БМ-14-16
Тяжёлый танк Т-10
Средний танк Т-34
Основной боевой танк Т-55МВ
САУ ИСУ-152
Пусковая установка ОТР «Точка-У»
Боевая машина 9П148 «Конкурс»
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М1 «Шилка»
БТР-50
РСД Р-12
Подвижная двухкоординатная РЛС дежурного режима П-15 «Тропа»
Мобильная двухкоординатная РЛС метрового диапазона волн П-18 (1РЛ-131) «Терек»
Пусковые установки ЗРК С-125
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега»
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ
Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 ЗРК 2К12 «Куб»
Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ
37-мм зенитная пушка 61-К

Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД (№0390312950)

Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

МиГ-23МЛД. Заводской номер 0390312950, где 039 – код завода (Московское авиационное производственное объединение (МАПО)), 03 – код изделия (МиГ-23МЛ /МЛА/МЛД ("23-12"/"23-12А"/"23-22")), 12950 – шифрованный серийный номер*** Его истинный серийный номер – 12116 (121-16). Т.е. 16-ая машина в 121-ой производственной серии.
Источник информации: Расшифровка заводских номеров ЛА - Форум Музея авиационной техники-Боровая

Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Истребитель-бомбардировщик МиГ-23МЛД, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
МиГ-23МЛ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
МиГ-23 образца 1971 года в Техническом музее, г.Тольятти
МиГ-23УБ — двухместный учебно-боевой вариант истребителя МиГ-23М в выставочном комплексе «Салют, победа!», г.Оренбург
МиГ-23УБ в Музее авиационной техники, аэродром Боровая
Миг-23С в Центральном музее Вооруженных Сил, г.Москва

Истребитель-бомбардировщик Су-17М

Идентифицирован по правой консоли крыла: заводской номер 72722. Если крыло действительно "родное", значит 22-я машина 72-й производственной серии, выпущенная в 1974 году на ДМЗ (Дальневосточном машиностроительном заводе, позднее Авиационном заводе №126, г. Комсомольск-на-Амуре).
Источник информации: Расшифровка заводских номеров ЛА - Страница 4 - Форум Музея авиационной техники-Боровая

Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-17М, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Су-17, Су-17М и Су-24 в Техническом музее, г.Тольятти
Су-17М в Музее авиационной техники, аэродром Боровая
Су-17М4 в Выставочном комплексе «Салют, победа!», г.Оренбург

Штурмовик Су-25

Заводской номер самолёта 25508108085, где: 255 - код завода (Тбилисский авиационный завод №31), 081 - код изделия (Т8), 08 - номер серии, 085 - номер в серии. Выпущен, как и его братья по серии из Боровой (08-041) и Гомельского музея (08-084), в 1986 г.
Источник информации: Расшифровка заводских номеров ЛА - Форум Музея авиационной техники-Боровая

Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Су-25, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Штурмовик Су-25, музей авиационной техники, аэродром Боровая

Миг-25РБС

Заводской номер МиГ-25РБ – 02053164.

Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Миг-25РБС, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
МиГ-25БМ, Музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
МиГ-25РУ - учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р в Техническом музее, г.Тольятти
Истребитель-перехватчик Миг-25ПДС (заводской №840АА04) в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015

Вертолёт Ми-24П

Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Ми-24П, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Ми-24В в музее «Боевая слава Урала», г.Верхняя Пышма Ми-24В в Техническом музее, г.Тольятти
Ми-24П в Музее авиационной техники, аэродром Боровая, г.Минск
Ми-24П в историко-культурном комплексе «Линия Сталина», г.Минск
Ми-24А, Центральный музей Военно-воздушных сил России, п.Монино
Ми-24В, Центральный музей Военно-воздушных сил России, п.Монино

Площадка боевой техники

2С3 «Акация» 152-мм САУ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» 2С1 «Гвоздика» 122-мм САУ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Машина 1В13 старшего офицера батареи комплекса САУО самоходной артиллерии 1В12 «Машина-С», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Машина 1В13 старшего офицера батареи комплекса САУО самоходной артиллерии 1В12 «Машина-С», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

2С3 «Акация» 152-мм САУ

2С1 «Гвоздика» 122-мм САУ

Машина 1В13 старшего офицера
батареи комплекса САУО самоходной
артиллерии 1В12 «Машина-С»

Машина 1В13 старшего офицера
батареи комплекса САУО самоходной
артиллерии 1В12 «Машина-С»

См. также: Машина 1В13 старшего офицера батареи в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Гусеничный тягач АТС-59Г, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» 203-мм самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Бронетранспортер БТР-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Инженерная разведывательная машина ИРМ «Жук», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Гусеничный тягач АТС-59Г

2С7 «Пион» 203-мм САУ

Бронетранспортер БТР-152

Инженерная разведывательная
машина ИРМ «Жук»

РСЗО БМ-13Н

БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-13Н, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы

РСЗО БМ-14-16

БМ-14-16, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-14-16, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-14-16, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БМ-14-16, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См.также: БМ-14-17М образца 1952 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Тяжелый танк Т-10

Т-10, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-10, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-10, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-10, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного

Средний танк Т-34

Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-34, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Основной боевой танк Т-55МВ

Т-55МВ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-55МВ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-55МВ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Т-55МВ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

САУ ИСУ-152

ИСУ-152 выпущена после февраля 1945 года. Серийный номер на корме читается не полностью. После войны САУ прошла модернизацию до уровня ИСУ-152К.

ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань

Пусковая установка ОТР «Точка-У»

ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ОТР «Точка-У», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Боевая машина 9П148 «Конкурс»

Боевая машина 9П148 «Конкурс», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Боевая машина 9П148 «Конкурс», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Боевая машина 9П148 «Конкурс», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М1 «Шилка»

"...Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что лётчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический приём - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолёт, атакующий в течение 15-30 с, расчёты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьёзных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно лёгкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь её осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.
Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесённые артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила её...
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.
Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжёлых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задаётся локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведётся по самолётам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)

ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Отличительный признак ЗСУ-23-4М - большой вентиляционный короб на крыше башни, справа по ходу движения

На корме виден выхлопной патрубок ГТД. Для обеспечения электропитания РПК и приводов наведения применялась газотурбинная установка ДТ-4М1, производившаяся Калужским турбинным заводом.

На антенне РПК не видно признаков установки радиозапросчика 1РЛ251 «Лук» системы опознавания воздушных целей по признаку «свой-чужой», значит это не ЗСУ-23-4М3

Ну, а теперь нюансы, которые могут несколько омрачить светлую картину, нарисованную в научно-популярном журнале.
1) Радиолокационная станция 1РЛ33М2 не способна самостоятельно контролировать воздушное пространство. Эффективность кругового поиска ограничена скоростью движения антенны по азимуту – 18-22 градусов в секунду. Таким образом, антенна РПК «Шилки» выполняет полный оборот примерно за 18-20 секунд. Современные средства воздушного нападения за это время уже достигнут позиции установки.
2) В отсутствии внешнего целеуказания у «Шилки» с поиском целей всё очень грустно. Дальность обнаружения Миг-17, летящего на высоте 1500-2000 метров – не более 20 км. На автосопровождение такую цель «Шилка» сможет взять на дальности не более 15 км. При этом надо учитывать, что ЭПР современных боевых самолётов куда меньше, чем у старого советского истребителя. Да и возможности средств воздушного нападения действовать на малых и предельно малых высотах неизмеримо выросли.
3) Отдельно стоит коснуться вопроса боевой устойчивости «Шилки» в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Открываем Приложение 29 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4». Защита от пассивных помех реализована посредством СДЦ. Против импульсных помех используется режим «Вобуляция» (изменением частоты повторения зондирующих импульсов в процессе облучения цели). Для борьбы с активными шумовыми помехами предлагалось уходить на запасную частоту. В начале 1960-ых годов эти меры полагали достаточными. Однако, опыт боевых действий с участием ЗРК «Квадрат» и ЗСУ-23-4, полученный в ходе арабо-израильских конфликтов, привёл к разработке в США контейнерного обнаружительного приёмника, а затем и станции активных помех AN/ALQ-162, предназначенной в том числе для подавления РЛС непрерывного излучения.
4) Прикрытие «Шилками» войск в движении сопровождалось существенными ограничениями. На марше назначались дежурные машины, которые должны были меняться каждые 2 часа. Цитирую: "Установки, совершающие марш в готовности номер один, через два часа движения необходимо переводить в готовность номер два, так как ресурс непрерывной работы гидроприводов рассчитан на 2 часа".
5) Ведение огня в движении также имело свои существенные ограничения. "Движение самохода во время стрельбы или сопровождения цели должно быть равномерным, плавным, без больших ускорений, со скоростью не более 15-20 км/ч." (Источник: Приложение 32 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4», 1968 год)
6) Предположим, что ламповую 1РЛ33М2 заменили на новую РЛС с современной твердотельной элементной базой. Но даже в этом случае ЗСУ-23-4 не обеспечивает безопасную дальность поражения современных летательных аппаратов. Её 23-мм артиллерийская установка имеет серьёзные ограничения. Наклонная дальность стрельбы – 2500 м. Высотный интервал огня – 100-1500 м. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м. Вероятность поражения цели типа Миг-17 составляет всего 0,6. Таким образом, даже в самом выгодном режиме поиска - в узком секторе (80, а ещё лучше 30 градусов) до стрельбы врядли дойдёт. Типовая дальность применения оружия с летательных аппаратов сегодня раза в два больше, чем дальняя граница зоны поражения «Шилки» (2000 метров).
Таким образом, даже модернизированная до уровня ЗСУ-23-4М4 или ЗСУ-23-4М5 машина годится только для ближнего прикрытия объектов (например, тяжёлых ЗРК) от воздушного нападения и для борьбы с БПЛА. Собственно, опыт применения «Шилки» в локальных конфликтах говорит о превращении ЗСУ в машину огневой поддержки (пусть даже и с крайне слабым бронированием).

ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

На табличке с номером установки, шасси и корпуса сделана отметка о прохождении машиной в 1988 году капитального ремонта на БТРЗ с кодом "РЛ"

Над стволами зенитных автоматов видна крышка амбразуры - ещё одна характерная черта ЗСУ-23-4М

На крыше башни характерный вентиляционный козырёк, отсутствует радиозапросчик, но сама антенна РПК в наличии, значит перед нами ЗСУ-23-4М1

Дополнительно:
Уникальная ЗСУ-23-4В (ранний корпус и башня ЗСУ-23-4В) в Техническом музее, Тольятти
ЗСУ-23-4В «Шилка» в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ЗСУ-23-4В «Шилка». ВИМАИВиВС, Санкт-Петербург
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Музей отечественной военной истории в Падиково
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
ЗСУ-23-4М «Шилка». Военно-патриотический парк «Патриот»
ЗСУ-23-4М «Шилка». Тульский государственный музей оружия
ЗСУ-23-4М «Шилка». Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ЗСУ-23-4М1 «Шилка». Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Отдельно хочу порекомендовать великолепное исследование модификаций ЗСУ-23-4 от Алексея Бобкова. Его статью "Метаморфозы «Шилки»" опубликовал журнал «М-Хобби» в №6 за 2010 год.

БТР-50ПУ

БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» БТР-50, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
БТР-50ПК. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
14,5-мм зенитные самоходные установки ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4 на базе БТР-50П. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командно-штабная машина БТР-50ПУ в Техническом музее. г.Тольятти
Командно-штабная машина БТР-50ПУМ-1. Военно-патриотический парк «Патриот»

РСД Р-12

РСД Р-12, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РСД Р-12, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РСД Р-12, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РСД Р-12, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Подвижная двухкоординатная РЛС дежурного режима П-15 «Тропа»

РЛС дежурного режима П-15 «Тропа», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РЛС дежурного режима П-15 «Тропа», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РЛС дежурного режима П-15 «Тропа», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РЛС дежурного режима П-15 «Тропа», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Мобильная двухкоординатная РЛС метрового диапазона волн П-18 (1РЛ-131) «Терек»

РЛС П-18 (1РЛ-131) «Терек», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РЛС П-18 (1РЛ-131) «Терек», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РЛС П-18 (1РЛ-131) «Терек», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» РЛС П-18 (1РЛ-131) «Терек», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См.также РЛС П-18 в Техническом музее, г.Тольятти

Пусковые установки ЗРК С-125

Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) с переменным углом старта, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) с переменным углом старта, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Четырехбалочная пусковая установка СМ-106 ЗРК С-125, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Четырехбалочная пусковая установка СМ-106 ЗРК С-125, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Двухбалочная пусковая установка
5П71 (СМ-78А-1) ЗРК С-125 «Нева»

Двухбалочная пусковая установка
5П71 (СМ-78А-1) ЗРК С-125 «Нева»

Четырехбалочная пусковая
установка СМ-106 ЗРК С-125 «Нева»

Четырехбалочная пусковая
установка СМ-106 ЗРК С-125 «Нева»

Дополнительно:
С-125М «Нева-М» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
Двухбалочная пусковая установка СМ-78А и антенный пост станции наведения ракет. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). парк «Патриот»
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) и четырёхбалочная пусковая установка СМ-106. Комплекс «Линия Сталина», Минск
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с ракетами В-601ПД (5В27Д). Военный музей, Белград, Сербия
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей

Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега»

Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Дополнительно:
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти
Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В ЗРС С-200В «Вега» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти
Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега». Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П72 и антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Зенитная управляемая ракета 5В28 из состава ЗРК С-200В. Военно-патриотический парк «Патриот»
Транспортно-заряжающая машина 5Т82М зенитно-ракетного комплекса С-200. Ярославский музей боевой славы
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200. Музей истории «Мотовилихинских заводов»
Зенитная ракетная система С-200 «Ангара»
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)

Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ

Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Дополнительно:
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС. Центральный музей Вооружённых Сил. Москва
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300П. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П851 и антенный пост радиолокатора подсвета и наведения ЗРC С-300ПТ Музей Войск ПВО страны. Балашиха
Пусковая установка 5П85СМ из состава ЗРС С-300ПМ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере 5П86 из состава ЗРК С-300П. Военно-патриотический парк «Патриот»

Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 ЗРК 2К12 «Куб»

Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 «Куб», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 «Куб», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 «Куб», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 «Куб», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 «Куб», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 «Куб», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Дополнительно:
Пусковая установка 2П25 ЗРК 2К12 «Куб». Музей техники Вадима Задорожного
Пусковая установка 2П25 ЗРК «Куб». Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Пусковая установка 2П25 комплекса 2К12 «Куб». Тульский государственный музей оружия
Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 ЗРК 2К12 «Куб». Комплекс «Линия Сталина»

Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ

Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» Комплекты мостостроительных средств КМС-Э и УСМ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См.также: Комплект мостостроительных средств КМС-Э в Техническом музее, г.Тольятти

37-мм зенитная пушка 61-К

37-мм зенитная пушка 61-К, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» 37-мм зенитная пушка 61-К, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» 37-мм зенитная пушка 61-К, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

См. также:
Зенитная артиллерия в Техническом музее, г.Тольятти
37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К обр.1939 года в Выставочном комплексе «Салют, победа!», г.Оренбург




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 05/08/2015
Обновлено 31/12/2017