Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

 

Официальный сайт: Музей танка Т-34
Адрес: Московская область, Мытищинский район, п/о Марфино, деревня Шолохово, дом 89А

Испытания танков А-20 и А-32. 1939 год, музей «История танка Т-34»

Испытания колёсно-гусеничного танка А-20 (БТ-20) и гусеничного А-32. В сентябре 1939 года опытные машин были показаны членам правительства на полигоне в Кубинке

Стенд посвящённый Михаилу Кошкину, музей «История танка Т-34»

В начале 1939 года танковые КБ (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) харьковского завода №183 были объединены в КБ-520. Михаил Кошкин был назначен главным конструктором

Общий вид опытного танка А-34, музей «История танка Т-34»

Общий вид опытного танка А-34

Фотография следов обстрела башни танков А-34 снарядами противотанковых пушек калибров 37 и 45-мм, музей «История танка Т-34»

Фотография следов обстрела башни опытного танка А-34 снарядами противотанковых пушек калибров 37 и 45-мм

"10 февраля 1940 г. завод № 183 предъявил комиссии под председательством полковника В.Н.Черняева на войсковые испытания два первых танка А-34, которые в период февраля — марта 1940 г. прошли испытательный пробег сначала в районе Харькова, а затем по маршруту Харьков-Москва и обратно. В историческом пробеге Харьков — Москва, начавшемся 5 марта 1940 г., принял непосредственное участие главный конструктор М.И.Кошкин. При прибытии танков в Москву в середине марта на заводе № 37 на обеих машинах было проведено техническое обслуживание, после чего они были доставле-ны в Кремль, где 17 марта состоялся их показ членам правительства.

Дальнейшие испытания обеих машин продолжились на НИБТ полигоне АБТУ РККА. О важности испытаний и серьезном отношении руководства АБТУ к опытным машинам говорит тот факт, что уже 24 марта 1940 г. на испытания прибыл его начальник комкор Д.Г.Павлов. В его присутствии танки были проверены на проходимость и маневренность по глубокому снегу, а также была проверена снарядная стойкость брони.

В ходе испытаний танки преодолевали подъемы крутизной 15— 160 со снежным покровом глубиной до 1.5 м (при погружении машин в снег на глубину до 400 мм). При этом были отмечены низкие сцепные качества гусеницы с грунтом, что потребовало разработки дополнительных шпор. При преодолении лесных массивов танки продолжали движение по мелколесью с диаметром деревьев до 300 мм. Силой удара танки А-34 ломали отдельно стоящие сосны диаметром до 700 мм.

Обстрел бортов корпуса и башни танка А-34 № 2 с дистанции 100 м из английской длинноствольной 37-мм мушки двумя бронебойными снарядами никакого воздействии на танк не произвел — снаряды отскочили от брони, оставив лишь вмятины глубиной до 10 мм. При обстреле башни из отечественной 45-мм пушки двумя бронебойными снарядами с этой же дистанции было обнаружено разрушение стекол и зеркал смотровых приборов башни, отрыв налобника на прицеле, а также нарушение сварного шва по контуру бронировки смотровых приборов и у днища ниши башни. В результате деформации погона произошло заедание башни. Посаженный в танк манекен остался цел, а заведенный в танке перед обстрелом двигатель продолжал устойчиво работать. После обстрела танк преодолел участок с глубоким снегом и незамерзающий болотистый ручей. На основании результатов обстрела было принято решение увеличить толщину днища ниши башни с 15 мм до 20 мм и усилить болты крепления кормового люка башни.

При испытании герметичности корпуса танка от проникновения горищей жидкости были получены лучшие, по сравнению с другими танками, состоявшими в то время на вооружении РККА, результаты, однако еще не полностью отвечавшие предъявляемым требованиям из-за недостаточной герметичности погона башни, люков и смотровых приборов. Заводу № 183 было рекомендовано разработать дополнительную защиту расположенных над радиаторами карманов. В заключение, по испытаниям было отмечено, что оба танка завода № 183 соответствуют предъявленным требованиям и превосходят существующие и состоящие на вооружении РККА танки. Но без устранения отмеченных недостатков (всего было отмечено 86 пунктов) танк Т-34 (А-34) не мог быть запущен в серийное производство".
Источник: И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин, «Неизвестный T-34»

Фрагменты башни Т-34 из состава 12-й танковой дивизии, подбитого в районе Дубно в конце июня 1941 года, музей «История танка Т-34»

Фрагменты башни первой производственной серии (37 единиц, 1940 год). Танк воевал в составе 12-й танковой дивизии, подбит в районе Дубно в конце июня 1941 года

Фрагменты танка Т-34, участвовавшего 27.06.1941 в бою в районе Дубно, музей «История танка Т-34»

Траки и крышка аварийного люка танка Т-34, участвовавшего 27.06.1941 в бою в районе Дубно в составе подвижной группы под командованием бригадного комиссара Н.К. Попеля

Часы, устанавливавшиеся в танках Т-34 в 1940 году, музей «История танка Т-34»

Часы, устанавливавшиеся в танках Т-34 в 1940 году

Фрагменты гусеницы танка Т-34 из состава 15-го танкового полка 8-й танковой дивизии, музей «История танка Т-34»

Фрагменты гусеницы танка Т-34 из состава 15-го танкового полка 8-й танковой дивизии, участвовавшего в боях за г.Немиров (Львовская обл.) 24-25 июня 1941 года

23-27 июня 1941 года – в районе Дубно, Луцка и Ровно произошло крупнейшие танковое сражение Второй мировой войны. На участке Броды-Ровно-Луцк столкнулись советские 8-й, 9-й, 15-й, 19-й, 22-й и 4-й мехкорпуса и немецкие 11-я, 13-я, 14-я, 16-я и 9-я танковые дивизии.

Постановление Государственного Комитета Обороны об эвакуации завода №183 и Мариупольского завода, музей «История танка Т-34»

Постановление Государственного Комитета Обороны №667 от 12 сентября 1941 года об эвакуации завода №183 и Мариупольского завода

Образец пропуска на посадку в эшелон работника завода №183, музей «История танка Т-34»

Образец пропуска на посадку в эшелон работника завода №183, дававший право на эвакуацию

Ключи от вагона в котором из Харькова в Нижний Тагил везли чертежи, музей «История танка Т-34»

Ключи от вагона в котором из Харькова в Нижний Тагил везли чертежи

Учебно-разрезной телескопический прицел ТОП-1 (ТОС), музей «История танка Т-34»

Учебно-разрезной телескопический прицел ТОП-1 (ТОС) устанавливался на БТ-7, Т-26 и опытном танке А-20. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания

"Конструкторское бюро, создавшее танк Т-34, вместе с коллективом Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) осенью 1941 г. было эвакуировано из Харькова в Нижний Тагил на Уралвагонзавод, где в короткие сроки было организовано и развернуто производство этого знаменитого танка. Вскоре Уралвагонзавод стал основным поставщиком танков. Только за военные годы завод выпустил около 26 тыс. «тридцатьчетверок».
Конструкторское бюро, возглавляемое Александром Александровичем Морозовым, проделало огромную работу по упрощению узлов и механизмов танка, повышению технологичности и снижению массы деталей, приспособлению конструкции танка к массовому производству.

В ходе производства Т-34 непрерывно совершенствовался с учетом замечаний, поступающих из войск. Была увеличена толщина брони башни, ускорено ее вращение, установлен более совершенный прицел, четырехскоростная коробка передач заменена на пятискоростную, увеличена эффективность очистки поступающего в двигатель воздуха, внедрен всережимный регулятор подачи топлива и пр. В начале 1944 г. была проведена крупная модернизация танка: вместо 76-мм орудия установили пушку калибра 85 мм. В результате этой модернизации танк получил наименование Т-34-85.
К концу войны КБ приступило к разработке танка Т-44, ставшего прообразом танка Т-54, который был разработан и запущен в серийное производство уже после окончания войны".
Источник: Карцев Л.Н., «Воспоминания Главного конструктора танков»

Стенд посвящённый Александру Морозову , музей «История танка Т-34»

Стенд посвящённый Александру Морозову

Записная книжка Александра Александровича Морозова, музей «История танка Т-34»

Записная книжка Александра Александровича Морозова – заместителя Михаила Кошкина. Главный конструктор харьковского завода №183 имени Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 в Нижний Тагил

Стенд посвящённый Александру Морозову, музей «История танка Т-34»

Под руководством Александра Морозова разработаны танки Т-44, Т-54, Т-64, Т-64А

Траки танка Т-34 выпуска 1940-1941 годов и 45-мм снаряд  противотанковой пушки, музей «История танка Т-34»

Траки танка Т-34 выпуска 1940-1941 годов и 45-мм снаряд противотанковой пушки

Публикация от 1942 года о присвоении конструкторам танка Сталинской премии первой степени, музей «История танка Т-34»

Публикация от 1942 года о присвоении Кошкину Михаилу, Морозову Александру и Кучеренко Николаю Сталинской премии первой степени «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34

Руководители КБ-520: главный конструктор Морозов, заместители главного конструктора Кучеренко и Дорошенко , музей «История танка Т-34»

Руководители КБ-520: главный конструктор Морозов, заместители главного конструктора Кучеренко и Дорошенко

Разработка Евгением Оскаровичем Патоном технологии автоматической сварки, музей «История танка Т-34»

Разработка Евгением Оскаровичем Патоном технологии автоматической сварки под флюсом броневых сталей. Применение скоростной автоматической сварки для производства танков

Начальник опытной базы завода №183 Гутник Н.С., музей «История танка Т-34»

Начальник опытной базы завода №183 Гутник Н.С.

Фуражка Михаила Ефимовича Катукова, музей «История танка Т-34»

Фуражка Михаила Ефимовича Катукова

Китель Михаила Ефимовича Катукова, музей «История танка Т-34»

Китель Михаила Ефимовича Катукова

Самовар Михаила Ефимовича Катукова, музей «История танка Т-34»

Самовар Михаила Ефимовича Катукова

Присвоение воинского звания маршал бронетанковых войск Михаилу Ефимовичу Катукову, музей «История танка Т-34»

Присвоение Михаилу Ефимовичу Катукову воинского звания маршал бронетанковых войск

"Бои за Мценск стали звездным часом М. Е. Катукова, ставшего позднее во главе 1-й танковой армии. В октябре полковник М. Е. Катуков возглавил 4-ю танковую бригаду, выдвинувшуюся в район Мценска и седлавшую вместе с частями 1-го гвардейского стрелкового корпуса автостраду Орел — Мценск. М. Е. Катуков предпринял силами своей бригады несколько атак на маршевые колонны немецкой 4-й танковой дивизии генерал-майора Виллибальда фон Лангемана унд Эрленкампа. Вследствие пренебрежения Лангемана разведкой и охранением атаки были исключительно удачными. Бои в районе Мценска фактически вывели 4-ю танковую дивизию Лангемана из строя, она имела к 16 октября всего лишь 38 танков".
Источник: Исаев А.В., «Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали»

Леонид Николаевич Карцев, музей «История танка Т-34»

Леонид Николаевич Карцев. Под его руководством на Уралвагонзаводе разработаны и внедрены в производство танки Т-55, Т-62, основные технические решения по танку Т-72. За создание ракетного истребителя танков ИТ-1 удостоен Государственной премии СССР

Крышка люка башни танка Т-34, музей «История танка Т-34»

Крышка люка башни танка Т-34

Папиросы «Танкисты», музей «История танка Т-34»

Папиросы «Танкисты»

Опорный каток с внутренней амортизацией танка Т-34, музей «История танка Т-34»

Опорный каток с внутренней амортизацией — резиновые бандажи расположены между ступицей и стальным ободом. Внешний резиновый бандаж отсутствует. Такие катки получали Т-34 производства Сталинградского тракторного завода в период осень 1941 — лето 1942 года

Командир взвода тяжёлых танков «КВ» Сергей Сергеевич Орлов, музей «История танка Т-34»

Командир взвода тяжёлых танков «КВ» Сергей Сергеевич Орлов. Одно из самых известных его стихотворений — «Его зарыли в шар земной», 1944 год

Орлов Сергей Сергеевич — русский советский поэт и сценарист, музей «История танка Т-34»

Орлов Сергей Сергеевич — русский советский поэт и сценарист. Борода маскирует следы ожогов

Командир ремонтно-восстановительного полка инженер-полковник Людмила Ивановна Калинина и её муж полковник Борис Калинин, музей «История танка Т-34»

Командир ремонтно-восстановительного полка инженер-полковник Людмила Ивановна Калинина и её муж полковник Борис Калинин

В 1955 году Людмиле Калининой присвоено звание инженер-полковник, музей «История танка Т-34»

Последний раз Людмила Ивановна Калинина водила танк в 2003 году в возрасте 87 лет на полигоне в Кубинке. Это был отремонтированный танк Т-70, поднятый из болот в районе Великих Лук. Проехала за рычагами танка 5 км

Средний танк Т-34-76

Танк Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-34 и башней-гайкой, предположительно, выпуска Челябинского Кировского завода в 1942-1943 гг. Да, я знаю, что обозначение Т-34-76 не существовало, однако в настоящее время оно получило широкое распространие.

Средний танк Т-34-85 выпуcка завода №112

Т-34-85 выпуcка завода №112 (г. Горький) НКТП СССР на ранее мая 1945 года.

Т-34-85 выпуcка завода №112 (г. Горький) НКТП СССР на ранее мая 1945 года, Музей «История танка Т-34»

Пальцеотбойник

Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100

Средний танк Т-54Б

Изначально танк выпущен между 1955 и 1957 годами как Т-54А. В 1975 году танк модернизирован до уровня Т-54Б.

Средний танк Т-55 обр.1958 года

Средний танк Т-55 обр.1972 года

Командирская модификация основного танка Т-64АК

Командирская модификация основного танка Т-64АК (выпуск 1979 года)

Основной танк Т-72

Основной танк Т-80Б

Войсковой ремонт танка Т-34

Танк выпущен в июле 1944-го года , на заводе №174 в Омске. Серийный номер 407321. Принимал участие в боях. После войны некоторое время находился на вооружении. До середины 2000-ых находился на тактическом поле учебного центра СКВИ ВВ МВД. Позже был доставлен в "Музей истории танка Т-34"

Войсковой ремонт танка Т-34, музей «История танка Т-34»

Войсковой ремонт танка Т-34

Войсковой ремонт танка Т-34, музей «История танка Т-34»

Подбашенное пространство

Войсковой ремонт танка Т-34, музей «История танка Т-34»

Вид от механика-водителя на место стрелка-радиста и эвакуационный люк

Войсковой ремонт танка Т-34, музей «История танка Т-34»

Связующим звеном между упругим элементом узла подвески и опорным катком являлся балансир, размещавшийся снаружи корпуса танка. В нижней части борта видны дугообразные вырезы для цапф балансиров второго – пятого узлов подвески.

Войсковой ремонт танка Т-34, Музей «История танка Т-34»

Верхняя часть борта представляла собой подкрылок с горизонтально расположенным днищем толщиной 13 мм и наклонным листом толщиной 40 мм. Днище подкрылка соединялось с нижней (вертикальной) частью борта.

Четырёхскоростная КПП Т-34, Музей «История танка Т-34»

Четырёхскоростная КПП Т-34, бортовые фрикционы и генератор

12-цилиндровый четырёхтактный дизельный танковый двигатель В-2, Музей «История танка Т-34»

12-цилиндровый четырёхтактный дизельный танковый двигатель В-2, водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива

Т-34-85 выпуcка завода №112 (г. Горький) НКТП СССР на ранее мая 1945 года, Музей «История танка Т-34»

Разбитый двигатель В-2 танка Т-34, участвовавшего в 1943 году в боевых действиях под Новгородом

Т-34-85 выпуcка завода №112 (г. Горький) НКТП СССР на ранее мая 1945 года, Музей «История танка Т-34»

Основной элемент подвески Кристи (свечная подвеска) — винтовые цилиндрические пружины. Опорный каток наезжает на препятствие, поднимается вверх, а пружина сжимается и гасит энергию от колебания. Достоинства такой подвески: простота, надёжность и относительная плавность хода танка.

С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, направляющего колёса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колёса. Конструкция опорных катков могла существенно отличаться в зависимости от завода-производителя и года выпуска: использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, а выпущенные СТЗ летом 1942 года — и вовсе без амортизации. Опорные катки крепились на балансирах, соединённых с пружинами подвески, находившимися внутри корпуса танка, в прикреплённых к бортам коробах. Цельнолитое ведущее колесо имеет ступицу, отлитую вместе с дисками и ободами, между которыми расположено шесть роликов. Рабочая поверхность ролика, с которой соприкасаются гребни траков, выполнена в виде желобка — для лучшего зацепления с гребнем трака и уменьшения его износа.

Виды опорных катков Т-34, Музей «История танка Т-34»

Виды опорных катков Т-34

Ведущее колесо танка, Музей «История танка Т-34»

Ведущее колесо танка устанавливалось на шлицы концевой части ведомого вала бортового редуктора и, вращаясь, приводило в движение гусеницу.

Ведущее колесо танка, Музей «История танка Т-34»

Между двумя дисками на осях роликов зажаты втулки, со свободно посаженными на них роликами, входившими в зацепление с гребнями траков гусеницы.

Штампованный каток образца 1940 года, Музей «История танка Т-34»

Штампованный каток образца 1940 года с кольцом-усилением на ступице. 42 отверстия в резиновой шине. Выпускался в Харькове и Сталинграде в 1940-1941 гг.

Штампованный каток с бандажом танка БТ-7, Музей «История танка Т-34»

Штампованный каток с бандажом танка БТ-7. Выпускался в 1941-1942 гг.

Литой каток с внутренней аммортизацией, Сталинградского типа, Музей «История танка Т-34»

Литой каток с внутренней аммортизацией, Сталинградского типа. Выпускался на СТЗ и в Нижнем Тагиле с ноября 1941 по март 1942 гг.

Слева - усиленный штампованный каток позднего типа, с 1944 года (резина без отверстий и перфорации). Справа - литой послевоенный каток по типу Т-55, Музей «История танка Т-34»

Слева - усиленный штампованный каток позднего типа, с 1944 года (резина без отверстий и перфорации). Крышка ступицы имеет отверстие для смазки, закрытое болтом. Справа - литой послевоенный каток "по типу Т-55" (устанавливался на Т-34 при кап.ремонтах и модернизации).



Дополнительно: