Навигация по странице:
БМ-13Н на шасси Зис-151
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово»
Истребитель МиГ-23МЛ
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27М
БМП-1
Тяжелый танк Т-10М
120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»
Бронетранспортёр БТР-80
45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года
85-мм дивизионная пушка Д-44
76,2-мм горная пушка 2А2
Месторасположение: г.Нижний Новгород, набережная Гребного канала
Официальный сайт: http://park-pobeda-nnov.ru/
Дополнительно:
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа» в городе Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе
Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Военно-патриотический парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Военно-патриотический парк «Патриот»
Военная техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
"Во второй половине 1940-х годов на автомобиль ЗИС-151 были переставлены практически все типы систем залпового огня, выпускавшихся во время Великой Отечественной войны и базировавшихся в основном на американских ленд-лизовских грузовиках. Главными боевыми машинами на новом советском шасси стали легендарные «катюши» БМ-13 военных пор, на смену которым в первой половине 1950-х годов пришли новые еще более мощные системы залпового огня.
БМ-13Н (52-У-9416) – серийная боевая машина залпового огня на шасси ЗИС-151 для запуска реактивных снарядов калибра 132 мм. На вооружение принята в 1949 году и выпускалась московским заводом «Компрессор». По общей конструкции не отличалась от нормализованной установки БМ-13Н военного времени, но была приспособлена для монтажа на ЗИС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор и обеспечения устойчивости. Артиллерийская часть на поворотной платформе состояла из восьми рельсовых направляющих длиной по 5 м, с которых производился запуск 16 осколочно-фугасных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1 с дальностью полета 7,9 – 8,5 км. Для предохранения автомобиля от воздействия горячей газовой струи при запуске снарядов служили стальные защитные короба для бензобака и откидные бронещитки с защелками, крепившиеся на крыше кабины на болтах и петлях. В транспортном положении их укладывали на крыше. На металлическом настиле боевой части размещались ящики для запасных частей и аккумуляторных батарей. В комплект машины входили два запасных колеса за кабиной, шанцевый инструмент (пила в кабине, кирка у ее задней стенки, лопата на правом крыле и топор на левом), огнетушители и чехол для боевой части. Снаряженная масса боевой машины без экипажа – 7210 кг, в боевом положении со снарядами – 7890 кг. Габариты в транспортном положении – 7200x2300x2900 мм. Допустимая скорость движения – 50 км/ч".
Кочнев, "Автомобили Советской Армии 1946-1991"
См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза
Две характерные черты этого танка позволяют определить изделие завода №112 «Красное Сормово». Во-первых, это кормовой откидной лист, который закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него. Во-вторых, на верхней лобой детали типично "горьковские" пробки на механизме натяжения гусениц – внахлёст, у всех других заводов эти пробки установлены впотай.
Примерная дата производства этой машины – 1946 год. О послевоенном производстве говорит отсутствие смотровых щелей в башне.
Танки выпуска 1944-1945 годов имели смотровую щель в правом борту башни, у места заряжающего. Штампованные катки – послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками.
Этот танк не имеет никакого отношения к колонне «Димитрий Донской», равно как и "самозванец" из музея в Кубинке.
Впрочем, это не удивительно. 8 марта 1944 года 38-й отдельный танковый полк получил 19 "сормовских" танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т (характерный вид орудийной маски).
К вечеру 25 апреля 1944 года из числа Т-34-85 переданных Русской Православной церковью в составе колонны «Димитрий Донской» в строю осталось только 2 боевые машины.
После вывода полка на переформирование следы этих танков затерялись.
Особенность сормовских танков: кормовой откидной лист закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него
См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Машина необычная – вроде бы обычный Миг-23МЛ/МЛД, но не видно следов установки теплопеленгатора ТП-23М, который должен находиться перед носовой стойкой шасси. Кроме того, не видно и пилонов для установки вооружения.
Судя по обсуждению на http://russianplanes.net/id151859, это может быть облегчённая, пилотажная версия Миг-23МЛ. Такие машины использовались для показа возможностей авиационной техники. Например, в 1970-ых лётчики 234-го Проскуровского ГвИАП на таких же, специально подготовленных Миг-21МФ и Миг-23МЛА, неоднократно посещали с дружественными визитами французские, финские, шведские авиабазы. Как сказано в историческом формуляре: «основная задача полка – показ авиационной техники на земле и летного мастерства в воздухе».
Заводской (формулярный) номер известен: 0390310654 (его фрагмент нанесён краской в нишах – 10654). Но из него можно выжать совсем немного: 039 – код завода, 03 – заводской индекс изделия (МЛ, МЛА, МЛД), 10654 – условный номер самолёта (образован из серийного с помощью процедуры шифрования). Такой формат номера ввели в 1970-ых, после усиления режима секретности. Цель проста: скрыть от вероятного противника объёмы выпуска. Серийный же номер (номер серии и порядковый номер машины в серии) в эксплуатационной документации нигде не фигурирует, хотя он и нанесён на Миг-23 в пяти позициях. Я нашёл шильдики с серийными номерами в нишах шасси, но они оказались разными: 10727 и 10728. Т.е. это 107 серия, порядковый номер в серии из 15 единиц: 12 или 13. С чем связана путаница с использованием нескольких серийных номеров в процессе производства – не знаю.
Самолет был передан областному центру в дар к 70-летию Великой Победы предприятием ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Предположительно, борт находился в бывшей уфимской ШМАС, а ныне в 464-ом УТЦ ВВС, в/ч 77210. Силами работников завода самолёт перевезли в Арзамас, где обновили окраску, а затем отправили в Нижний Новгород. Летом 2014 года он занял своё нынешнее место в экпозиции музея.
Миг-25ПУ выпускался горьковским авиазаводом №21 «Сокол» с 1969 года. Заводской номер этой машины: 22034855. Борт служил в 786 истребительном авиационном полку (г.Правдинск), а с 2001 года – хранился на предприятии-изготовителе. В июле 2013 года был передан оттуда в экспозицию музея. При покраске бортовой номер сохранён.
Смотри также:
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
МиГ-25РУ – учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р в Техническом музее, г.Тольятти
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Истребитель-перехватчик Миг-25ПДС (заводской №840АА04) в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015
Миг-25РБ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
МиГ-27М выпущен авиазаводом №99, г.Улан-Удэ. Заводской номер 83712501025. Самолёт поступил в музей 6 сентября 2012 года с липецкой базы хранения. При перекраске закрашено изображение орла на левом воздухозаборнике, который, символизировал принадлежность самолёта к бомбардировочному авиаполку.
Детали строевой службы неизвестны. Встречается лишь упоминание о том, что в 2009 году самолёт с таким заводским номером был выставлен на продажу, как лом планера. При этом местонахождение указано: в/ч 14096, г.Тамбов. Скорее всего в период с 1993 года по 2012 борт находился на 4255 базе резерва авиационной техники.Напомню, что в 1993 году происходило массовое списание МиГ-27 с расформированием полков и сдачей машин на базы хранения в Липецке, Тамбове, Степи, Чебеньках, Славгороде и Талды-Кургане. В последующем там же происходила подготовка к утилизации авиатехники.
См. также:
Один из первых серийных МиГ-27, Центральный музей Военно-воздушных сил России, п.Монино
Миг-27 ("чистый", без доп.индекса), Музей техники Вадима Задорожного
Миг-27К, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», г.Минск
Миг-27К, , Мемориальный Парк Победы, г.Казань
Миг-27М и кабина Миг-27Д в Техническом музее, г.Тольятти
См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти
"... рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.
Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков)."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru
"Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru
"Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной танк."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru
"Данная машина стала развитием тяжелого танка ИС-5 (объект 730), работы по которому начались еще в начале 1949 года. Тогда казалось, что это шаг назад, особенно по броневой защите. Но уже быстро были запущены работы по 122-мм орудию М-62, которое как раз было главной особенностью Т-10М. Вместе с этой пушкой танк стал самым сбалансированным в своём классе. Броневая защита была вполне современно, как показала практика, 105-мм орудие L7, которое появилось в 50-е, в лоб не пробивала его прямого предшественника - ИС-3. Ну а орудие М-62 вполне пробивала и тяжелые танки. Плюс Т-10 имел очень приличную подвижность, причем не только для тяжелого, но и для среднего танка. Кроме того, ходовая часть с пучковыми торсионами обеспечивала высокую плавность хода."
Источник: Сбалансированный образец : yuripasholok — ЖЖ
См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Тяжёлый танк Т-10М в районе стадиона «Измайлово», Москва
Страница на сайте музея: 2С23 Нона-СВК. Добавлю что 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» было передано ОАО «ЦНИИ «Буревестник» в дар музею, вместе с 120-миллиметровым минометом 2Б11 (разработка конструкторов «Буревестника») и 122-мм гаубицей Д-30 (разработка Свердловского ОКБ-9)
См. также:
«Нона-СВК», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
«Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
«Нона-С», Центральный музей Вооружённых Сил
«Нона-С», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
«Нона-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
«Нона-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
"Во многих мотострелковых полках артиллерийские дивизионы до конца 1981 года имели на вооружении 85-мм полковые пушки Д-44, образца 1944 года. Что можно сказать о них? Не соответствовали они своему предназначению. Артиллеристы знают, что это было "самое громкое" орудие среди всех имевшихся в Советской Армии. Два-три десятка выстрелов вызывали у наводчика повреждение барабанных перепонок с последующим невозвратимым ухудшением слуха. В общем, "старья" хватало. И это "старьё" поэтапно заменяли самым совершенным на то время оружием".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"
"85-мм дивизионная пушка Д-44. Орудие предназначалось для огневой поддержки боевых действий общевойсковых подразделений на равнинной местности. Имея настильную траекторию огня, эта система, имея внушительную дальность стрельбы в 18900 метров, в то же время, не позволяла в полную силу использовать свои возможности в горной местности. Угол подъёма ствола не позволял вести стрельбу по высоткам, расположенным за хребтами горных массивов. Вдобавок ко всем этим минусам, можно отметить и незначительные боевые свойства осколочных снарядов системы. Говоря по большому счёту, нахождение 85-мм пушки на вооружении артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, было бесполезным. В результате этого, уже к концу 1981 года данные раритетные изделия советского военно-промышленного комплекса были возвращены на территорию СССР, а их место заняли 122-мм гаубица Д-30".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"
76-мм горная пушка М-99 была спроектирована под руководством Цырульникова согласно постановлению Совета Министров от 26.10.1951 г. М-99 была принята на вооружение в 1958 году под названием «76-мм горная пушка ГП» и получила индекс 2А2.
Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет.
Ствол пушки разборный. Он состоит из трубы, казенника и кожуха. Казенник и труба, соединяясь между собой нарезными секторами, закрепляют кожух. Внутреннее устройство ствола одинаково с 76-мм горной пушкой образца 1938 г. Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой пружинного типа, не зависящий от скорости наката (открывание производилось открывающей пружиной, а закрывание – закрывающей пружиной). Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором. Накатник гидропневматический. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом. Подъемный механизм имеет один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. Верхний станок соединен штырем с нижним станком.
Источник: 2А2 76,2 мм горная пушка