Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева


Гусеничный самоходный паром ГСП

"Гусеничный самоходный паром ГСП предназначен для переправы через широкие водные преграды гусеничных неплавающих машин общей массой до 52 тонн (средние и тяжелые танки, самоходные артустановки и иная техника на их базе) при скорости течения до 2.5 м/сек и глубине более 1 метра, причем запас плавучести при полной загрузке парома составляет 70%.
Паром состоит из двух полупаромов (двух машин). Машины различаются между собой. Одна из них правая, другая левая. Разница между машинами состоит в том, что у правой машины лодка откидывается вправо, а стыковочное устройство находится на левом борту; у левой машины наоборот.
На суше полупаромы передвигаются раздельно. Также раздельно они входят в воду (полупаром может плавать самостоятельно) и соединяются в паром только на плаву с помощью стыковочного устройства.
Перед стыковкой оба полупарома разворачиваются против течения и сближаются друг с другом бортами, удерживаясь параллельно относительно друг друга. Работают со стыковочным устройством помощники механиков-водителей (понтонеры). Т.е. стыковка и соединение полупаромов в паром происходит не автоматически. Понтонеры должны проделать несколько операций для того, чтобы это произошло.
Только после того, как полупаромы состыкуются, они могут раскрыться, .е. откинуть свои лодки. Раскрытие лодок обеих полупаромов должно производиться строго синхронно, чтобы паром при раскрытии лодок не опрокинулся, хотя управление раскрытием производится механиками-водителями раздельно.
Руководит раскрытием лодок номинально командир парома, однако реально механики-водители отслеживают действия друг друга и синхронизируют раскрытие лодок самостоятельно. Для раскрытия лодок машины оснащены гидросистемой, все элементы которой заимствованы из авиации."
Источник: Гусеничный паром ГСП на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Движение парома и маневрирование на воде обеспечивают четыре винта (по два в каждом полупароме). Все винты могут вращаться и менять направление вращения независимо друг от друга, что обеспечивает отличную маневренность (разворачивание вокруг собственной оси, движение передним и задним ходом строго по направлению или со смещением.
По инструкции эксплуатация парома возможна при скорости течения до 2 м/сек, однако опыт эксплуатации ГСП в Дальневосточном округе показал, что работа парома возможна до скорости течения 3.8 м/сек. Для погрузки танка на паром необходимо, чтобы глубина воды у борта лодки, обращенной к берегу была бы не менее 1.2 м. Иначе под действием нагрузки лодка может быть смята. Также возможна загрузка танка с обрывистого берега. Но высота обрыва не должна превышать 0.5 м. Это по инструкции. В реальности такого способа загрузки следует избегать, т.к. это чревато оползанием берега, в результате чего танк упадет в воду, а у парома будут изуродованы аппарели.

Непотопляемость парома обеспечивается тем, что лодки полупаромов заполнены пенопластом и даже в случае полного заполнения корпусов машин и лодок водой паром (без груза) остается на поверхности и может быть отбуксирован к берегу. Для откачки воды, попадающей в корпус машины и в лодку через пробоины, трещины имеются два постоянно включенных насоса производительностью по 400 литров воды в минуту каждый. Один насос откачивает воду из корпуса, второй из лодки. При этом гибкий рукав, подключаемый к лодке, может быть отсоединен и переброшен в корпус машины. В этом случае из корпуса машины откачивается 800 литров воды в минуту."
Источник: Гусеничный паром ГСП на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Плавающий транспортёр ПТС-М

"Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере.
Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн (при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.
Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления кабины , герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса обеспечивает мореходность до 4-5 баллов.
За один рейс транспортер может переправить (варианты): 2 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза). "
Источник: Плавающий транспортер ПТС на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Кабина двухместная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнетателем с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов
Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Открывание и закрывание заднего борта осуществляется с помощью двух ручных минилебедок. А вот аппарели приходится откидывать и поднимать вручную.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.
Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС - ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины."

"Появление отопителя кузова сделало ПТС лакомой машиной в зимнее время для пехоты, танкистов и артиллеристов. Наличие комплекта крепления носилок и 12 носилок превращало кузов транспортера в комфортное помещение для сна. Да и просто - по 50-60 солдат укладывались спать на матрасы, набросанные на пол кузова. Отпадала необходимость возить с собой палатки, каркасы палаток, печки, дрова; тратить время на установку палаток и т.п.
ПТС был предназначен для действий в первой волне при форсировании водных преград. Ведь бронетранспортеры БТР-60, БМП плавают в общем то плохо, в силу необходимости. Им не под силу преодолеть большое течение, большую ширину реки (например, река Зея у Благовещенска имеет ширину от 2 до 6 км.). Однако ПТС не имел никакого бронирования даже кабины. Толщина обшивки была такая же как кабины грузового автомобиля.
Управляемость ПТС на воде оставляла желать лучшего. При полных оборотах винтов повернуть рули было почти невозможно, а со сбросом оборотов машина становилась неуправляемой. Причем с повышением оборотов штурвал буквально вырывало из рук и рули вновь становились по потоку. Оставалось управление с помощью переключения одного из винтов на вращение в обратную сторону. Но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало большого навыка."
Источник: Плавающий транспортер ПТС на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Буксирно-моторный катер БМК-460 из состава ППС-84

Многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный МТ-ЛБ

"Говоря об истории можно вернуться еще дальше, к истории появления артиллерийских тягачей. Известно, что с изобретением пушек вопрос их перемещения на передовую был одним из важнейших при проведении боевых операций. Самыми первыми «тягачами», разумеется, стали лошади. И даже до конца Великой Отечественной войны в артиллерии лошади оставались одной из основных тяговых сил. При этом на позиции надо было доставить не только орудие, но и расчет, а также и боеприпасы. Поэтому естественным было желание военных механизировать эту тягу. Сначала стали использовать обычные сельскохозяйственные трактора, но они были плохо приспособлены для доставки орудий по бездорожью с высокой скоростью. Поэтому, после завершения Великой отечественной войны, задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных задач командования Советской Армии, в итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 1950-х гг., ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный заводе.
После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь. А когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет."
Источник: Неизвестные подробности из истории "известного" МТ-ЛБ и неродившегося "Планера" - bmpd — ЖЖ

Многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ), Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

При проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он создавался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, а также как санитарная машина.

Многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ), Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

В случае необходимости МТ-ЛБ мог эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина была закреплена как тягач.

"Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других. А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства – 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ – это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе. Причем все машины разрабатывались в Харькове, кроме одной, которая не пошла в серию. Она разрабатывалась с участием специалистов ХТЗ на заводе-дублере во Владимире."
Источник: Неизвестные подробности из истории "известного" МТ-ЛБ и неродившегося "Планера" - bmpd — ЖЖ

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2

Основной танк Т-72А

Выпускаемый с 1979 года Т-72А отличается от более ранних танков "Урал" прежде всего комбинированным бронированием башни и орудием 2А46. В Мухиной балке находится Т-72А образца конца 1980 года (выпущен в январе 1982 года). Отличительные признаки:
1. Дымовые гранатометы 902Б "Туча", установленные в лобовой части башни.
2. Отсутствует оптический дальномер, устанавливаемый перед люком командира на Т-72 "Урал".
3. Бронировка прицела-дальномера ТПД-К1 наводчика шире чем у прицела ТПД-2-49 на "чистых" Т-72.
Странно, что крышка ночного прицела ТПН-1, как на "Уралах" - металлическая пластина, прикрученная четырьмя болтами с выступающими головками.

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Уральский Т-72 создавался как пригодная для массового производства, более простая и дешевая версия харьковского Т-64

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Начиная с 1975 году на Т-72 введен теплозащитный кожух ствола пушки, предназначеный для уменьшения влияния метеорологических условий на изгиб ствола в процессе стрельбы

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

К01ВТ1783 (танк выпущен на Уралвагонзаводе в январе 1982 года, серийный номер 1783)

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Отметка о капитальном ремонте в 1988 году. Номер завода нечитаем.

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Прибор наблюдения и люк механика-водител

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Верхний лобовой лист наклонён под углом 68 градусов к вертикали и представляет собой комбинированную преграду из стали и стеклотекстолита

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Маска орудия - самая слабая зона в лобовой проекции танка

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Такое расположение дымовых мортирок на скуле башни характерно для Т-72А

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Направляющее колесо

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Опорные катки

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Каток поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Ведущее колесо

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Отсутствует выпускной патрубок для удаления выхлопных газов

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Кормовой лист с запасными траками и буксировочными крюками

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

С башни исчезли ящики для перевозки лент к зенитному пулемёту и табельного имущества

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Окно прицела лазерного прицела-дальномера ТПД-К1, который получил этот танк вместо стереоскопического прицел-дальномера ТПД-2-49, изначально устанавливаемого на Т-72 «Урал»

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Антинейтронный надбой

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Люк механика-водителя

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Бортовые резинотканевые экраны не сохранились

Основной танк Т-72А, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Т-72А - усиленая лобовая броня корпуса. Наклонные щитки защиты прибора наблюдения механика-водителя ТНПО-168 от воды и грязи

См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Основной танк Т-72А. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Средний танк Т-62М

Танк с серийным номером 4381 выпуска 1971 года, в 1980-ых годах модернизирован до Т-62М (хорошо видны лазерный дальномер КДТ-2 над стволом орудия и комбинированные накладки на лоб корпуса и башни). Машина прошла третий капремонт на ленинградском БТРЗ № 61.

Средний танк Т-62М, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Н71Т4381.

Средний танк Т-62М, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Для стрельбы всеми типами снарядов применяется единый заряд в гильзе со сгорающим корпусом, запрессованным в стальной поддон весом 3,4 кг. После выстрела поддон экстрактируется из каморы пушки. На фото - крышка люка выброса поддонов

Боевая машина пехоты БМП-1 модернизированная до уровня БМП-1П

К сожалению, номера машины и корпуса не читаются под слоем краски. По внешним признакам можно сказать, что перед нами линейная БМП-1 модернизированная до уровня БМП-1П во время капремонта на танкоремонтном предприятии. Демонтирована направляющая пусковой установки ПТУР «Малютка», ранее закрепленная над стволом 73-мм гладкоствольного орудия. Заварен люк через который наводчик-оператор устанавливал ПТУР 9М14 «Малютка» на направляющую.
От БМП-1П этот экземпляр отличается отсутствием надбоя на башне, корпусе, надмоторном люке. Кроме того, на корме башни отсутствуют 6 дымовых гранатомётов системы 902В «Туча» (отличительный признак БМП-1П).

Боевая машина пехоты БМП-1, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

В верхней лобовой части корпуса - большой люк, закрывающийся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю

Боевая машина пехоты БМП-1, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Хорошо видны кормовые двери для высадки десанта, в которых выполнены баки для топлива

Боевая машина пехоты БМП-1, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

В ходе капремонта на крыше башни смонтирован специальный штырь, на который надевалась пусковая установка 9П135М комплекса 9К113 «Конкурс» (или 9К111 «Фагот»)

Боевая машина пехоты БМП-1, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Машина создавалась для действий пехоты совместно с танками, в условиях применения противником оружия массового поражения. Пехота должна была иметь возможность поражения противника, не выходя из машины.

Боевая машина пехоты БМП-1, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

В носовой части корпуса справа расположено МТО, слева от него находится место механика-водителя, за ним – место командира

Боевая машина пехоты БМП-1, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

В крыше десантного отделения выполнены четыре люка с откидывающимися вверх-назад крышками

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая машина пехоты БМП-2, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Корпус БМП-2 внешне очень похожий на корпус БМП-1, собирался из катаных броневых листов, изготовленных методом термомеханической обработки. Это в полтора раза повысило стойкость брони при тех же ее толщинах, что и на БМП-1.

Боевая машина пехоты БМП-2, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Пусковая установка «Фагот» (или «Конкурс») в положении для заряжания: повёрнута на 90 градусов от продольной оси башни. Осталось поднять направляющую вверх на угол примерно 70 градусов чтобы оператор из своего люка мог установить пусковой контейнер ПТУР в пазы и рукой дослать его до фиксации.

Боевая машина пехоты БМП-2, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Десантное отделение БМП-2 стало значительно меньше чем у БМП-1 из-за увеличения диаметра погона башни и смещения ее назад на 160 мм. Количество люков десанта на БМП-2 сокращено вдвое.

Командно-штабная машина БТР-70КШМ

100-мм противотанковая пушка МТ-12

85-мм противотанковая пушка Д-44

23-мм зенитная установка ЗСУ-23-2

14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗПУ-2

14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗПУ-4

Авиационная техника

Многоцелевой истребитель МиГ-23МЛД

В нишах стоек шасси есть шильдики с номером 12324. На некоторых фото виден номер 15414 нанесенный черной краской. На одном из подкрыльевых пилонов есть номер 20848 и надпись "АПУ-23М1 правое". Серийный номер 123-24, формулярный номер 0390315414, а цифры 20848 это фрагмент заводского номера 0390320848. Многоцелевой истребитель МиГ-23МЛД из состава 709 уап. 709-й УАП обеспечивал учебный процесс Армавирского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков.